Омские специалисты приступили к мониторингу биоресурсов Иртыша и озер Крутинского района. Предварительные данные не радуют: улов рыбы в водоемах региона значительно сократился. В причинах разбирался корреспондент "РГ".
Ломать - не строить
Рыбоводство в Прииртышье в последние годы переживает глубокий кризис. За год промысловики вылавливают всего около шестисот тонн трофеев - это в два раза меньше, чем десять лет назад. Причем девяносто процентов официального промысла составляет крутинский тугорослый карась. На Иртыше рыбаки осваивают лишь половину тех квот, которые выделяет нам столица.
- У рыбных ресурсов региона большой потенциал, - сообщил "РГ" руководитель омского филиала "Верхнеобьрыбвода" Виталий Зырянов. - Однако он почему-то не используется. На городских прилавках около 80 процентов товарного улова - иногородний экспорт. На привозной рыбе также работают практически все местные коптильные и консервные цеха.
Между тем в былые годы Омск в этой сфере по праву считался одним из самых перспективных городов Сибири. У каждого предприятия региона имелось свое промысловое озеро, а энтузиасты разводили карпов едва ли не в каждой луже. Два крупнейших осетровых цеха на ТЭЦ №5 и Трансмаше снабжали всю Россию вкуснейшим бестером - гибридом белуги и стерляди.
Впрочем, в период перестройки на искусственном разведении рыбы в области был поставлен жирный крест. После экономических передряг из многочисленных заводов в регионе выжил только один - крутинский, да и тот был отдан в частные руки. Осетровые цеха со временем растащили на металлолом, карпятники забросили. В настоящее время в области вообще не используется несколько тысяч гектаров нагульных прудов. Не работает ни один из инкубационных цехов. Последний рыбопитомник в Таврическом районе недавно продали одному из известных омских бизнесменов. Продали в аварийном состоянии, чтобы спасти.
- Производство рыбы полностью переориентировалось на естественные водоемы, - говорит начальник сектора минсельхозпрода региона Анатолий Пеньковский. - Но беда в том, что большинство озер в Прииртышье "заморные": рыба в них зимой погибает. А в специальные аэрационные установки необходимо вкладывать немалые деньги. Поэтому в основном интерес для промысловиков представляют Иртыш и три крутинских озера - Ик, Теннис и Салтаим.
Ставка на мальков
Современное рыбоводство в Омской области сводится к следующему. Промысловики вылавливают из закрепленных за ними водоемов то, что даровано природой, а вот воспроизводством биоресурсов на надлежащем уровне занимаются немногие. Между тем водное богатство области не безгранично. Судя по мониторингу, поголовье тех же сиговых и осетровых уменьшается с каждым годом.
- Пойма реки фактически не заливается, - говорит Виталий Зырянов. - Соседний Казахстан "зажимает" воду. Последний интенсивный сброс с гидроэлектростанции был в 2001 году, да и то в результате аварии. Места нереста мелеют, водоемы загрязняются, следовательно, естественного воспроизводства рыбы ожидать не приходится. Проблема еще и в том, что рыбная отрасль реформируется уже несколько лет. Пока бумажная волокита продолжается, надзорные органы бездействуют, а сфера фактически остается без присмотра.
Впервые за долгие годы региональное правительство обратило на хиреющею отрасль внимание. В прошлом году при поддержке властей в регионе началось зарыбление водоемов. В крутинские озера выпустили более 24 миллионов мальков, в Иртыш - 15 миллионов пеляди.
- Из областного бюджета на субсидии добросовестным промысловикам выделили беспрецедентную сумму - два миллиона шестьсот пять тысяч рублей, - говорит Анатолий Пеньковский. - Но беспредел на водоемах сводит на нет старания людей, занимающихся воспроизводством. Нет никакой гарантии, что рыбу не сгубят частные неводы.
Балык из-под полы
Филиал госкомрыболовства в Омской области сегодня не в силах справиться с браконьерами. Суда рыбоохранников простояли на приколе весь навигационный сезон. Причина банальна - у инспекторов не было денег, чтобы их зарегистрировать. После очередной реформы новая служба так и не обрела жизнеспособности.
От безнаказанности браконьеры потеряли всякую совесть. Этой весной горе-рыбаки разорили большинство зимовальных ям со стерлядкой. Все лето ценную рыбу продавали на дорогах и стихийных рынках.
- Ежедневно мы изымали у уличных торговцев по несколько килограммов осетровых без документов, - говорит начальник отдела госветнадзора Управления Россельхознадзора по Омской области Надежда Едренина. - Самые "рыбные" места в городе - трасса на Новосибирск, остановка "Романенко" и перекресток у сажевого завода. Там постоянно продают стерлядку. Налагаем на нарушителей штраф в тысячу рублей, но на следующий день они вновь выходят на дело. Сумма наказания для профессиональных браконьеров смехотворная.
Незаконная сетевая рыбалка приносит потрошителям басно-словные доходы. Килограмм стерляди стоит от трехсот до пятисот рублей. За один сезон "черные" промысловики обеспечивают семью на целый год.
- Теневой бизнес в Прииртышье давно поставлен на поток, - считает Виталий Зырянов. - Улов нелегальных рыбаков в разы больше законных промыслов. Поэтому на прилавках и нет омской рыбы - она продается из-под полы.
Еще несколько лет назад промысловая квота на стерлядь в регионе составляла три тонны. В этом году ее снизили до пятисот килограммов. Однако ихтиологи намерены добиться того, чтобы лов осетровых в Иртыше был официально запрещен. По словам Зырянова, эта редкая популяция уже находится на грани исчезновения.
Олег Подкорытов, заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Омской области:
- Проблемы в рыбоводческой отрасли региона действительно серьезные. Поэтому в ближайшее время в министерстве будет создана специальная структура, которая займется возрождением рыбного хозяйства в Прииртышье.
Помимо этого, впервые пройдет конкурс на аренду рыбопромысловых участков сроком на двадцать лет. Мы полагаем, что такой подход изменит ситуацию к лучшему. Предприниматели, получившие озера и участки реки в долгосрочное пользование, по договору будут обязаны заниматься воспроизводством рыбы, следить за сохранностью биоресурсов и нести за это ответственность.
Между тем
Сегодня в рыбонадзорном органе полным ходом идет еще одна реорганизация - третья по счету. Функции по охране водного богатства на этот раз переходят из госкомитета по рыболовству в агентство по рыболовству. Чем это обернется для многострадальной отрасли, покажет время.