Единственным монументом, который удалось отреставрировать к 64-й годовщине разгрома фашистов в Заполярье, стал мемориальный комплекс в Долине Славы. Каждый второй памятник в области не имеет хозяина и продолжает разрушаться.
Почему Мурманская область теряет историческое и культурное наследие, попытался разобраться корреспондент "РГ". Как оказалось, все упирается в вопрос: кто конкретно должен отвечать за историко-культурное наследие? Пока идут споры, памятники исчезают с лица земли.
Согласно федеральному законодательству, памятники принимают на баланс собственники земли, на которой они стоят. Однако новые владельцы должны добровольно взять на себя ответственность за объекты культурного наследия. Для того чтобы "просто" оформить на них права собственности, нужно потратить много сил, времени и средств. Кроме того, хозяин памятника обязан предусмотреть деньги на его ремонт и содержание. В этой ситуации муниципалитеты не спешат брать ответственность за памятники. Еще сложней найти хозяина для воинских мемориалов, расположенных на землях, за которые отвечает министерство обороны. Раньше за этими памятниками ухаживали сотрудники местных воинских частей. После их расформирования добраться до военных захоронений стало очень сложно.
Как показала проведенная в рамках региональной целевой программы инвентаризация объектов исторического и культурного наследия, почти половина из 630 памятников не имеют хозяина. Причем из 96 объектов, состоящих на государственной охране, бесхозными оказались 47. Правда, в последнее время ситуация начала меняться к лучшему. Областной центр по сохранению историко-культурного наследия взял ответственность не только за мемориал в Долине Славы, но и за церковь Рождества Христова в Трифонов Печенгском монастыре, другие храмы и памятники.Как результат, удалось получить федеральные средства на реконструкцию Благовещенского собора в Коле. Уже готова и проектная документация по реставрации храма Бориса и Глеба в приграничном поселке Борисоглебский. На ремонт постамента мурманского памятника Кирову региональный бюджет в 2009 году собирается выделить 6,5 миллиона рублей.
В разговоре с корреспондентом "РГ" консультант областного комитета по культуре и искусству Екатерина Иванова сообщила, что пришло время придать статус охраняемых объектов и зданиям, которые в 30-х - 50-х годах прошлого века были построены в Мурманске и Мончегорске. Многие из них уже "обзавелись" пристройками, не только нарушающими целостность архитектуры, но и разрушающими исторический облик заполярных городов.
Однако у этих строений все же есть владельцы. Чего не скажешь о монументе в честь жертв интервенции, который стоит в центре Мурманска и требует ремонта. За последние годы регион и так уже потерял четыре памятника. Среди них - здание карцера времен иностранной интервенции в Островном и историческая землянка в Кольском районе, где во время войны находился штаб 31-й отдельной лыжной бригады. В прошлом году сгорела церковь Рождества Христова - единственное из дошедших до нашего времени древних строений Трифонов Печенгского монастыря. Специалисты уверены - пока у каждого памятника не появится хозяин, список потерь будет расти.
Сергей Ершов, председатель комитета по культуре и искусству Мурманской области:
- Постепенно руководство муниципалитетов приходит к пониманию, что объекты культурного наследия требуют заботы. Во многих городах уже разрабатывают целевые программы по сохранению памятников. Появились и специалисты, которые будут заниматься этими вопросами. Однако даже после того как все памятники обретут владельцев и будут отремонтированы, останется еще одна проблема - вандализм. Сегодня нередки случаи, когда постаменты мемориальных комплексов скейтбордисты используют в качестве трамплинов, а сами памятники разрисовываются краской из баллончиков. Так что без повышения культуры северянам сохранить историческое наследие будет сложно.