Новый музыкальный проект запускается сегодня в Самаре - ежегодный "Музыкальный фестиваль Мстиславу Ростроповичу".
Старинный купеческий город для фестиваля - посвящения Мстиславу Ростроповичу не выглядит случайной "натурой". Самара (советский Куйбышев) овеяна культурной аурой со времен Великой Отечественной войны. Именно здесь в те годы спонтанно возникла "столица" музыкантов, писателей, актеров, эвакуированных из Ленинграда и Москвы, и кумир Ростроповича - композитор Дмитрий Шостакович написал именно в Куйбышеве свою Седьмую "Ленинградскую" симфонию, а дирижер Геннадий Проваторов впервые исполнил с местным оркестром почти все его симфонии. Сам Ростропович выступал в Куйбышеве в 1973 году в переполненном зале "Олимпа" во время мрачного и последнего своего турне по городам Волги перед отъездом из Союза, когда имя его уже вымарывалось в афишах, а в рецензиях расхваливали музыканта-zero. Здесь же, в Самаре, "амнистированный" новой властью, Ростропович открывал в 1996 году филармонический сезон - теми же "Вариациями на тему рококо" Петра Чайковского, которыми когда-то прощался с Союзом. Позже он подготовил в Самаре мировую премьеру оперы Сергея Слонимского "Видения Иоанна Грозного", приезжал на теплоходе "Михаил Фрунзе" с солистами Центра оперного пения Галины Вишневской и юными стипендиатами собственного фонда.
Сегодня в этом городе стартует "Музыкальный фестиваль Мстиславу Ростроповичу", который планируется проводить ежегодно. В течение двух дней в Самаре будет выступать Валерий Гергиев с Симфоническим оркестром Мариинского театра. Как обычно - в режиме "нон-стоп" оркестр даст два вечерних концерта и один утренний для учащихся музыкальных заведений Самарской области. Откроется фестиваль концертным исполнением оперы Родиона Щедрина "Лолита" (2-й акт), премьеру которой подготовил в 1994 году в Стокгольме Ростропович. В Самару же по приглашению Гергиева на исполнение "Лолиты" прибудет автор с супругой Майей Плисецкой. Творческая чета останется и на второй концерт фестиваля, где прозвучит музыка балета Щедрина "Конек-Горбунок". Как известно, в Мариинском театре сегодня началась "эра Щедрина": поставлена опера "Очарованный странник", готовится сценический ремейк "Мертвых душ" с участием Юрия Темирканова, новую хореографию к "Коньку-Горбунку" создает Алексей Ратманский.
Самарская же программа, адресованная Мстиславу Ростроповичу, включает в себя знаменитую Симфонию-концерт для виолончели с оркестром Сергея Прокофьева - сочинение, ставшее плодом легендарного "тандема" маститого автора с молодым Ростроповичем, на чьей виолончели в прямом смысле "апробировались" композиторские идеи. Ростропович считал, что Прокофьев тогда подарил ему "кусочек своего солнца". Симфония-концерт прозвучит в исполнении Татьяны Васильевой, обладательницы Гран-при парижского конкурса виолончелистов имени Ростроповича. Финалом первого фестивального вечера станет "фирменный" репертуар обоих маэстро - и Гергиева, и Ростроповича - Симфония Шостаковича. На этот раз - Пятнадцатая, последняя, охваченная ностальгией композитора по уходящей жизни.
Юным же самарским музыкантам фестиваль запланировал бодрый утренний концерт модного брасс-ансамбля Мариинки с программой из русской классики Модеста Мусоргского и "Праздничной увертюры" Шостаковича. В тот же день коллектив Мариинки во главе с маэстро отправится в Петербург осваивать партитуры Оливье Мессиана и Пьера Булеза. Их сочинения будут звучать в следующий вечер - уже на открытии фестиваля "Новые горизонты".