28.10.2008 04:00
Власть

Правами собственников на землю будет заниматься отдельное ведомство

Для учета и защиты прав собственников на землю будет создана единая федеральная служба
Текст:  Елена Андреева (Самара)
Российская Бизнес-газета - : №0 (677)
Читать на сайте RG.RU

Росрегистрация не будет объединяться с Росимуществом, как планировалось прежде, - об этом впервые официально было заявлено на межрегиональной конференции, прошедшей в Самарской области. Еще весной правительство планировало ликвидировать Росрегистрацию, Роснедвижимость и Роскартографию, передав их функции Росимуществу. Теперь же решено создать самостоятельный орган без участия Росимущества, поскольку одно и то же ведомство заниматься одновременно и контролем, и управлением, и регистрацией не может. Реализация федерального закона о государственном кадастре недвижимости объединит регистрационную службу, кадастровое агентство и агентство геодезии и картографии. Новый федеральный орган будет подчиняться министерству экономического развития. Создание системы единого окна позволит рядовым гражданам и бизнесу с гораздо меньшими затратами регистрировать свои права на имущество. Сегодня существующие в разных ведомствах реестры учета пересекаются и даже дублируют друг друга. В результате получить полную достоверную информацию по земельным участкам и расположенным на них строениям, так же как и по жилью, крайне сложно. Отсутствие единой системы учета осложняет оценку кадастровой стоимости земли и определение ее налогового статуса. Зачастую собственник имущества слишком поздно узнает или вообще остается в неведении, что на его участок или жилье зарегистрированы права третьих лиц.

- Сейчас регистрационная служба проводит около сорока миллионов учетных действий в год, - сообщил заместитель главы минэкономразвития Игорь Манылов. - Но коэффициент полезного действия этого ведомства - лишь 20-30 процентов. Проблема - в недостаточном информационном обеспечении участников рынка недвижимости и правообладателей. В Голландии, например, доходы в десятки раз превышают расходы на информационные услуги. А у нас 70-80 процентов платежей в саму систему не попадает - деньги идут "мимо кассы", на громадное число промежуточных звеньев, всевозможных посредников. Поэтому преобразование должно обеспечить максимальный доступ населения к сведениям об обороте имущества.

Новая система будет внедряться поэтапно. В ближайшие полгода-год начнется реформирование центральных аппаратов ведомств. Еще два года, по прогнозу экспертов, уйдет на отладку системы на территориальном уровне. В федеральном бюджете на следующий год на создание нового органа уже заложено 50 миллиардов рублей.

Сейчас регистрационная служба проводит около сорока миллионов учетных действий в год, но КПД ведомства невелик

- В условиях финансового кризиса, вызвавшего снижение оборота недвижимости и сокращение регистрационных действий, начать преобразование было бы легче, - заявил председатель Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников. - Сейчас мы ждем соответствующего указа президента РФ. Регионам, я считаю, не стоит тянуть, надо начинать формировать оргкомитеты и рабочие группы.

За десять лет работы Росрегистрации добрая половина населения сумела легализовать свое имущество и оформить права на него. В частности, была введена упрощенная схема оформления в собственность дачных участков. Сейчас речь идет о создании аналогичного механизма - "строительной амнистии". Однако главное сегодня, по мнению самих регистраторов, пересмотреть сами процедуры учета. Так, на федеральном уровне будет изменена система архивирования. Нехватка площадок для хранения документов приводит к неразберихе в самих делах, поэтому бумажные носители могут быть вообще упразднены - все данные будут заноситься в электронную базу. Возможен и другой вариант - введение номенклатуры дел. В конечном счете вся система должна объединить данные трех ведомств - без расхождений и нынешних пробелов.

Кстати, сегодня из-за неполноты сведений о земельных участках и их владельцах в государственном кадастре недвижимости у муниципалитетов возникают проблемы с налоговиками. Так, по данным министерства управления финансами Самарской области, у 28 из 37 городских округов и муниципальных районов губернии образовались резервы доходов местных бюджетов на 1,7 миллиарда рублей. Доля этих резервов от объемов плановых показателей 2008 года составляет от 12 до 24 процентов. В результате мытари не могут взимать земельный налог с неучтенных земель. Если же сведения из Роснедвижимости, Росимущества, Росрегистрации, кадастровой службы будут стекаться в единый центр, не только продвинется реформа местного самоуправления, считают создатели новой системы, но и повысится качество обслуживания российских правообладателей.

Госуправление Земля