В августе произошли события, существенно повлиявшие на военно-политическую ситуацию в мире. Военная агрессия Грузии против Южной Осетии стала причиной серьезного изменения геополитической обстановки.
В то же время состоялось и другое событие, которое может оказать на нее не меньшее воздействие. Я имею в виду подписание соглашения между правительствами США и Польши, положившего начало созданию третьего позиционного района системы противоракетной обороны США в Европе. Однако для специалистов эти договоренности не могли остаться незамеченными.
Создается впечатление, что руководство США, маскируясь общественным вниманием к событиям в Закавказье, стремится без лишней огласки сделать необратимым процесс развертывания третьего позиционного района. Важно, чтобы в обществе сложилось понимание того, что одновременно с появлением в Европе первых элементов американской ПРО мир вступит в принципиально новую фазу своего развития. Она характеризуется поиском противовесов попыткам США изменить существующий стратегический баланс в свою пользу. Это коснется не только взаимоотношений России и Соединенных Штатов. Интересы глобальной стабильности неминуемо вовлекут в геополитический конфликт страны Европы, Азии, Северной Америки и другие заинтересованные в своей безопасности государства.
Сложившаяся система безопасности базируется на комплексе взаимосвязанных международных соглашений в области сокращения и ограничения вооружений. Однако в последнее время этот порядок претерпевает существенные изменения. Инициатором корректировок является администрация Белого дома. Стратегическую ситуацию в мире серьезно осложнил выход Соединенных Штатов из Договора по ПРО, юридически развязавший Вашингтону руки в развертывании новых позиционных районов и отдельных средств глобальной системы противоракетной обороны.
Стремительное наращивание стратегических наступательных вооружений в 1960-х годах, а также осознание возможного дестабилизирующего влияния этого процесса способствовали началу переговоров между СССР и США об ограничении наступательных и оборонительных вооружений. Эти переговоры завершились в 1972 году подписанием двух документов - Временного соглашения о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений и Договора об ограничении систем противоракетной обороны. В результате принятых ограничений по Договору ОСВ-1 были заморожены количественные уровни группировок межконтинентальных баллистических ракет и баллистических ракет подводных лодок. Вместе с тем уже в начале 1970-х годов стороны смогли оценить возможный потенциал активно проводившихся в СССР и США работ по созданию систем перехвата баллистических ракет. Превосходство одной из сторон в системах борьбы со средствами доставки ядерного оружия создавало бы иллюзию возможности нанесения первого обезоруживающего ракетно-ядерного удара. Понимание этой проблемы и стало главной причиной совместной работы над выработкой и принятием соответствующего договора с неограниченным сроком действия.
В соответствии с Договором по ПРО СССР и США обязались не развертывать системы противоракетной обороны на территории своей страны и не создавать основу для такой обороны. Каждой из сторон предоставлялось право иметь по два района ПРО: вокруг столицы и в зоне расположения шахтных пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет.
Дальнейшее развитие советско-американского, а затем и российско-американского диалога по ограничению стратегических наступательных вооружений шло с переменным успехом. А наиболее серьезные разногласия сторон были вызваны инициированием США в 1983 году создания систем противоракетной обороны в рамках так называемой программы "Стратегической оборонной инициативы". Ее цель заключалась в создании эшелонированной глобальной системы противоракетной обороны для защиты территории США от массированных ракетно-ядерных ударов межконтинентальных баллистических ракет СССР. Концепцией предусматривалось поэтапное развертывание эшелонированной системы обороны объектов континентальной части США. В рамках этого замысла большое внимание уделялось средствам ПРО космического базирования.
Ударный компонент первого (космического) эшелона предназначался для поражения межконтинентальных баллистических ракет на активном участке их полета над территорией противника. Основу космического эшелона должна была составлять группировка спутников-перехватчиков, которые планировалось оснастить лазерными установками различного типа, пучковым, микроволновым, ЭМИ-оружием, а также кинетическими орбитальными перехватчиками. Второй эшелон составляли наземные комплексы с ракетами заатмосферного и атмосферного перехвата.
Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны 1972 года не позволял реализовать концепцию СОИ без его явного нарушения.
В начале нового тысячелетия администрация Дж. Буша-младшего взяла курс на дальнейшее устранение ограничений, препятствующих созданию глобальной системы противоракетной обороны. Как следствие, Соединенные Штаты 13 июня 2002 года вышли из Договора по ПРО. Это решение привело к снятию даже потенциальных ограничений на создание и развертывание систем противоракетной обороны.
Современная концепция глобальной ПРО, активно реализуемая США, предусматривает поэтапное развертывание эшелонированной системы для защиты территории США и их союзников, а также группировок войск на удаленных театрах военных действий от одиночных или ограниченных ударов баллистических ракет. Формально в качестве потенциального агрессора назначены так называемые государства "оси зла", создающие свой ракетный потенциал и не разделяющие демократических ценностей по американскому образцу. Такая система явно приобретает антироссийскую направленность.
Противоракетная оборона в долгосрочном плане должна обеспечить технологическое превосходство США за счет создания наукоемких систем оружия, решающих задачи в глобальном масштабе. Кроме того, она обеспечит долгосрочную загрузку военно-промышленного комплекса заказами Пентагона.
К 2030 году ожидается наращивание возможностей глобальной ПРО США за счет принятия на вооружение противоракетных и противоспутниковых высокоэнергетических наземных (стационарных) комплексов лазерного оружия. Прогнозируется более активное внедрение в ее состав средств поражения на новых физических принципах: лазерного и СВЧ-оружия, ускорителей заряженных частиц и других.
Активное продвижение противоракетных планов США в условиях, когда Россия, придерживаясь принятых обязательств, значительно сократила свой ядерный арсенал, способствует тому, что угрозы нашей национальной безопасности приобретают все более отчетливый характер. Это подтверждается планами США по созданию в Европе третьего позиционного района ПРО. Стремлением интегрировать его с противоракетными планами НАТО и созданием в последующем единой глобальной командно-информационной структуры с потенциальными возможностями по наращиванию ее боевых параметров и под управлением одного государства. А также планами увеличить количество позиционных районов не только в Европе, то есть в близости от российских границ, но и в других уголках планеты. К примеру, в Азиатско-Тихоокеанском регионе и акваториях Мирового океана. Причем сделать это на основе уже отработанных в Польше и Чехии технологий. Такая политика в конечном счете может спровоцировать новый виток гонки вооружений.
Официально замысел Вашингтона по третьему позиционному району сводится к развертыванию к 2013 году на территории Польши десяти противоракет шахтного базирования и многофункциональной радиолокационной станции в Чехии. Подписание Соединенными Штатами соглашений с этими странами по сути завершило часть процесса закрепления правовых аспектов легитимного развертывания у границ России боевого компонента глобальной системы ПРО.
С нашими оценками согласны многие западные ученые-эксперты. Их анализ нашел отражение в конкретных документах и заявлениях. Например, в докладе генерального директората по внешней политике секретариата Европарламента от 22 ноября 2007 года и материалах группы ученых Массачусетского университета под руководством Т. Постола. Там подтверждается, что американские противоракеты в Польше по своим техническим возможностям способны перехватывать межконтинентальные баллистические ракеты, дислоцированные на европейской территории России.
Тем не менее американская сторона не особенно утруждает себя поиском ответов на закономерные вопросы. Где конкретные доказательства ракетной угрозы для США и Европы со стороны Ирана? Какие действия намерена предложить России американская сторона, чтобы "смягчить" наши озабоченности в связи с развертыванием объектов стратегической ПРО в Европе, как это предусмотрено Сочинской декларацией, одобренной президентами России и США? Могут ли быть даны гарантии ненаправленности глобальной ПРО против России и не возникнет ли идея создания еще нескольких подобных позиционных районов, которые впоследствии будут интегрированы в глобальную архитектуру ПРО США? Каковы критерии перевода ТПР в полную боевую готовность?
Американцы предполагают включить третий позиционный район и другие противоракетные средства в систему ЕвроПРО (ПРО НАТО), концепцию которой активно прорабатывают ведущие европейские страны. Кроме того, в стремлении обеспечить свое лидерство в создании европейской системы ПРО США активно навязывают европейцам свои планы развертывания мобильных наземных противоракетных комплексов ТХААД и "Пэтриот". Вашингтон продвигает такую архитектуру европейской противоракетной обороны, которая в технологическом плане полностью зависела бы от США. Заявляя о намерении разместить в Польше 10 противоракет, американцы не исключают возможность и более интенсивного наращивания огневых средств в этом позиционном районе.
В этой связи следует обратить внимание на ряд любопытных, с нашей точки зрения, положений, предусмотренных американцами в недавно подписанном соглашении между правительствами Республики Польша и Соединенных Штатов Америки о размещении ракет-перехватчиков. Например, в пункте 10 статьи 3 говорится о том, что Соединенные Штаты будут уведомлять Республику Польша и консультироваться с ней заблаговременно до внесения существенных изменений и проведения модификаций противоракетного комплекса. В этом тезисе заранее закладываются правовые основания будущей модернизации и усовершенствования боевых возможностей позиционного района. При этом никто не собирается спрашивать поляков, хотят они этого или нет, - их будут уведомлять. А в пункте 2 статьи 5 соглашения уже прямо заявляется, что "Соединенные Штаты могут предпринять действия по конструированию противоракетной обороны".
В этой ситуации Россия не будет делать вид, будто ничего не происходит. Вполне естественно, что складывающаяся ситуация вынуждает нас предпринимать ответные меры по парированию угрозы. В самом общем плане они могут представлять собой целый комплекс мероприятий. В частности, речь идет об уточнении планов развития стратегических ядерных сил и программы строительства Российской армии, направленных на поддержание необходимого потенциала сдерживания. Имеет смысл активизировать действия по заключению международных соглашений в области ограничения оружия массового поражения и нераспространения ракетного оружия и ракетных технологий, а также по реализации инициативы президента России в Кеннебанкпорте. Представляется важным проведение совместных и скоординированных мероприятий с зарубежными странами, разделяющими позицию России по противодействию планам США по развертыванию системы ПРО. Наконец, Россия может отказаться от ряда обязательств по некоторым договорам, регламентирующим военную деятельность.
Существует широкий перечень средств и методов для того, чтобы, по меньшей мере, снизить угрозы своей безопасности. Но Россия всегда выступала за то, чтобы любые разногласия решались дипломатическими средствами, путем переговоров и консультаций. Вместе с тем они не должны быть маскировкой реализации скрытых замыслов, ущемляющих интересы одной из сторон. Наши шаги направлены на создание многосторонней системы безопасности, выстраиваемой на основе реальных, а не гипотетических угроз. В этом ключе были выдержаны и предложения, выдвинутые российским президентом, связанные с созданием коллективной системы мониторинга ракетных угроз и рисков.
Что же касается практических шагов в военной и военно-технической областях, то они будут нацелены прежде всего на укрепление своих стратегических сил сдерживания, совершенствование их возможностей по преодолению любых систем ПРО. Безусловно, значительное место займет уточнение стратегического и оперативного планирования. В этих вопросах в полной мере будут учтены потенциальные возможности базы американских противоракет в Польше и радиолокационной станции в Чехии. Мы уже расцениваем эти объекты как стратегические, способные негативно влиять на наш потенциал сдерживания. И потому требующие от России ответных мер.
Вместе с тем наша страна всегда была и будет открыта для диалога.