29.10.2008 04:00
Власть

Сергей Лавров: У мирового сообщества есть четкое понимание, как все было и кто все начал в Южной Осетии

Глава МИД Франции разрешил себя упрекнуть
Текст:  Владислав Воробьев (Санкт-Петербург)
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4782)
Читать на сайте RG.RU

"Слава богу, мы смогли выжить", - улыбаясь, заявил глава МИД Франции Бернар Кушнер после состоявшегося во вторник в Санкт-Петербурге заседания постоянного Совета партнерства Россия - ЕС на уровне министров иностранных дел.

Мериться силами сидевший рядом с ним Сергей Лавров явно не собирался. Но и идти на уступки, очевидно, не входило в планы российского министра.

Раз в полгода постоянный Совет партнерства Россия - ЕС собирается, чтобы понять, насколько широко открыто для России окно в Европу и что в него видно. После августовских событий в Южной Осетии части политиков и политологов показалось, что на ближайшую перспективу это окно будет основательно задраено. Во всяком случае, такие прогнозы многократно звучали из Вашингтона. А может быть, это и была главная цель вторжения грузинских войск на югоосетинскую землю.

Но прошло всего неполных три месяца, и выяснилось, что ни со стороны России, ни со стороны ЕС это окно никто закрывать и не думал. Наоборот. Диалог стал только более взвешенным. Безусловно, все еще есть и немало разногласий. Более того, появились новые, связанные с ситуацией на Кавказе. Однако они явно не мешают продолжению дискуссии. В спокойной обстановке. "Мы не должны удивляться тому, что было некоторое охлаждение. Но, слава богу, мы выжили", - заявил Кушнер.

На итоговой пресс-конференции лишь он был крайне эмоционален. Много махал руками, пытался шутить, то улыбался, то вдруг становился крайне серьезным. Впрочем, к такому поведению французского министра все уже давно привыкли. При этом он был и крайне дипломатичным, пытаясь одновременно поддержать позиции и Москвы, и Тбилиси. Что, несомненно, было отмечено Сергеем Лавровым.

Зато всех удивил другой участник встречи - генеральный секретарь Совета ЕС Хавьер Солана. На этот раз он не сказал ни слова.

А задуматься ему действительно было над чем. За многие годы, которые Солана провел в большой политике, у него была возможность привыкнуть к тому, что Россия, не желая идти на конфронтацию с Западом, постоянно шла на уступки. И вот теперь он явно просто не мог узнать своих российских коллег. Полное отсутствие даже намеков на возможность переубедить Москву по вопросам, касающимся ситуации на Кавказе.

По словам Лаврова, обсуждение проекта нового договора об общей европейской безопасности сейчас находится на стадии неофициальных контактов: "Этот вопрос очень важный и сложный. Но не следует очень сильно затягивать дискуссию". "Думаю, в 2009 году мы сможем продвинуться по этому вопросу еще дальше", - добавил Кушнер. Наблюдатели ЕС, считает российский министр, в принципе могут быть направлены в Абхазию и Южную Осетию. Но только в том случае, если Брюсселю удастся договориться об этом напрямую с Сухумом и Цхинвалом. Что же касается профессионального анализа, то, по словам Лаврова, "мы знаем, что у мирового сообщества есть четкое понимание того, как все было и кто все начал". "Можно действительно упрекнуть себя в том, что мы уделяли недостаточно внимания тому, что происходило на Кавказе", - заметил в ответ французский министр.

Разговор на все эти спорные, но явно не тупиковые проблемы будет продолжен уже через две недели в Ницце. 13-14 ноября там пройдет 22-й саммит Россия - ЕС. "Переговоры продолжаются", - подытожил Кушнер. И этого всем явно вполне достаточно. Для начала.

Внешняя политика МИД