Безработица в сельской местности отрывает крестьян от привычного уклада жизни. В селе Топольном Хабарского района около половины мужчин работают вахтовым методом за пределами края.
- 55-60 человек регулярно выезжают на заработки в Тюмень, Сургут, Новосибирск, Москву, - говорит заместитель главы администрации сельсовета Татьяна Стрельцова. - Кого нет дома дней десять, а кого и полгода. У нас-то работы нет.
Раньше это было село с налаженным хозяйством. В Топольном выращивали скот и ловили рыбу. Но потом оказалось, что заниматься животноводством нерентабельно, а местное озеро сильно обмелело. Оставшись без работы, мужчины подались на заработки в чужие края, оставив на жен заботы о личном подсобном хозяйстве. Но в одиночку женщинам справиться не по силам. Дойных коров стали активно резать: за два года стадо с 300 голов сократилось до 80.
Хотя, по данным краевого управления по труду и занятости, уровень регистрируемой безработицы в сельской местности снизился за год с 5,8 до четырех процентов, но это по-прежнему высокий показатель. В некоторых районах - Быстроистокском, Косихинском, Кулундинском - в октябре на одно вакантное место претендовали более 200 человек. Наверняка, и здесь жителям приходится искать работу вахтовым методом. Точно эту категорию граждан учесть невозможно, потому что нет механизмов, позволяющих отследить передвижение рабочей силы. Однако опросы населения показывают, что вахтовая миграция имеет в крае широкое распространение. Это, кстати, подтверждает обращение руководителей муниципалитетов к федеральным властям, в котором предлагается перечислять подоходный налог граждан не по месту регистрации предприятий, а по месту жительства работников. Районам сегодня не хватает средств, чтобы развивать село. Алтайские экономисты идею с переадресовкой подоходного налога назвали отнюдь не бредовой. Но для ее реализации требуется политическое решение.
Новые хозяйства, возникающие в сельской местности, как правило, не нуждаются в прежнем количестве рабочей силы - современная техника и новейшие технологии объективно высвобождают трудовые ресурсы. По мнению специалистов, уменьшить отток рабочей силы из сельского хозяйства позволили бы создание на территории края перерабатывающих предприятий и привлечение серьезных инвестиций в село. При содействии краевой власти недавно открыт крупный птицеводческий комплекс в Бийской зоне, который должен дать работу примерно двум тысячам человек. Задержать людей в традиционных местах проживания может только экономическое развитие территории. С началом выдачи крестьянам льготных кредитов на развитие личных подсобных хозяйств появилась надежда, что многие безработные селяне станут частными предпринимателями. Но кроме льготного кредитования новоявленным бизнесменам с подворья необходим гарантированный рынок сбыта продукции. В отличие от первого, второго обеспечить не удается.
Закреплению квалифицированных кадров в сельской местности препятствует и низкая оплата труда. Бывший глава Хабарского района Анатолий Зуев посетовал корреспонденту "РГ", что стоит местному центру занятости подготовить квалифицированного газоэлектросварщика, он сразу уезжает зарабатывать деньги в город.
По мнению экспертов, если не предпринимать действенных мер по увеличению социальной привлекательности села, все больше селян будут в своих домах временными жителями. В перспективе это может привести к оттоку из сельской местности активной части населения и деградации оставшейся.
- Если говорить о маятниковой миграции, укладывающейся в один день, - на автобусе или электричке до города и обратно в село, - это хорошая миграция, - пояснила корреспонденту "РГ" заместитель начальника управления Алтайского края по труду и занятости населения Татьяна Козырева. - В советское время она была даже интенсивнее. Сегодня районы, граничащие с городом, в двойном выигрыше - их население имеет высокие шансы трудоустроиться, а сельская территория в связи с городским соседством привлекательна для инвестиций. Не стоит ругать и миграцию в другие регионы для работы вахтовым методом. Лучше работать за пределами края, чем нигде не работать. Хотя я согласна: человек должен трудиться там, где живет.
Ежегодно только служба занятости трудоустраивает в других регионах от 1700 до 2000 человек. До 1 ноября управление труда и занятости должно по заказу Роструда провести анкетирование населения, чтобы подготовить предложения по содействию внутренней трудовой миграции в России. Среди них будут меры по социальной поддержке граждан, переселяющихся в сельскую местность.
- В селе с радостью принимают квалифицированных механизаторов, учителей, врачей, - говорит Татьяна Козырева. - Мы переселяем в год примерно по 110-120 семей. К сожалению, помощь государства этим людям мизерная - 500 рублей на человека, оплата переезда и провоза багажа. В этом деле нужны изменения. Ведь в деревню люди едут в основном под гарантии обеспечения жильем.