29.10.2008 04:55
Экономика

Банки взыскивают деньги не только с должников

Как кредитные организации обманывают заемщиков
Текст:  Ирина Ароян (Ростов-на-Дону)
Российская газета - Юг России: №0 (4782)
Читать на сайте RG.RU

Только за девять месяцев нынешнего года возбуждено 27 тысяч исполнительных производств о взыскании с заемщиков долгов в пользу банков на сумму, превышающую 3 миллиарда рублей.

Это данные управления судебных приставов по Ростовской области. При этом нередко суд выносил приказ в упрощенном порядке, минуя судебное разбирательство и присутствие сторон. Немудрено, что о вынесенном решении порой сам заемщик узнавал уже от судебных приставов, пришедших арестовать его имущество.

Между тем, по мнению ряда ростовских адвокатов, в случаях взыскания задолженности по кредиту практика вынесения судом приказа в упрощенном порядке без проведения судебного разбирательства не вполне правомерна.

- Для вынесения судебного решения у судьи должен быть договор с внятными условиями. Между тем, банк в лучшем случае предоставляет лишь брошюры, тарифные планы, где нет срока кредитного договора и графика погашения платежей. О дате внесения минимального платежа заемщик узнает только из так называемой счет-информации, которую получает по почте спустя несколько месяцев после активации кредитной карты. С юридической точки зрения, если в условиях не указан срок кредита, то не могут быть применены и санкции, - высказывает свою точку зрения ростовский адвокат Валентина Фролова. - Но судье говорят, что заемщик должен 200 тысяч. Служитель Фемиды закрывает глаза на юридические нюансы и выносит приказ в пользу кредитора.

Кредитный детектив

Кредитная история ростовчанки Светланы Беспаловой как нельзя лучше подтверждает слова юриста. В январе 2006 года Светлана взяла кредит на покупку компьютера в ростовском филиале крупного московского банка. Спустя четыре месяца согласно договору кредит был полностью погашен. Но в середине ноября того же года Светлане пришел счет из банка, где говорилось, что женщина должна вернуть 30 тысяч 134 рубля за деньги, полученные по кредитной карте, присланной ей по почте как добросовестному плательщику. Светлана тщетно пыталась объяснить банку, что никакой кредитной карты она не получала и, соответственно, денег не брала. В ответ посыпались очередные счета из банка, а сумма долга с каждым днем увеличивалась.

Кредитный детектив длится второй год. Представители банка одолевают женщину телефонными звонками, ломятся в дом с угрозой выставить на торги все ее имущество. Доказать свою правоту путем сличения подписи Беспалова не может - для активации кредитной карты в данном банке личное присутствие и подпись клиента не требовались. Получив карту, достаточно было набрать телефонный номер банка и ответить на несколько вопросов его сотрудника. После чего можно было смело идти к банкомату и снимать деньги со счета.

Активировать присланную по почте карту посредством телефонного звонка может практически любой человек

- Подобные недоразумения с кредитками у нас, к сожалению, не редкость, - признается сотрудник вышеназванного кредитного учреждения. - Как показывает практика, махинации с кредитной картой - дела чаще всего семейные. Ведь активировать присланную по почте карту посредством телефонного звонка может любой человек, проживающий в одной квартире с получателем и обладающий набором касающейся его конфиденциальной информации. К примеру, знает девичью фамилию матери получателя, дату его рождения.

Комментарий специалиста вызывает массу вопросов. Почему, сталкиваясь с проблемой ежечасно, банк не торопится менять не оправдавшую себя систему активации кредиток? Быть может, кредитной организации это выгодно?

Бесплатный сыр

По признанию специалистов банков, существует несколько почти легальных способов надувания клиентов.

К примеру, человек берет кредит, полностью его выплачивает и через некоторое время выбрасывает платежки. Спустя год ему звонят из банка и сообщают, что небольшая задолженность осталась непогашенной и все это время на нее капали проценты.

Большинство людей, не имея на руках платежных доказательств, спешат покрыть мнимый долг. Если же клиент предусмотрительно сохранил бумаги, сотрудники банка сошлются на сбой компьютерной программы и принесут свои извинения.

- Одна из последних банковских уловок - льготный период, - рассказывает "РГ" менеджер ростовского филиала одного из крупнейших московских банков. - Это срок, в течение которого нужно вернуть деньги кредитной организации, если клиент расплатился ее кредитной карточкой. Как правило, льготный период составляет порядка 50 дней и сотрудники банка вам объяснят, что если в течение этого времени вы погасите задолженность, проценты банк не начислит.

- Как правило, сотрудник банка "забывает" сообщить заемщику дату начала и конца льготного периода. В итоге клиент остается в полной уверенности, что в его распоряжении 50 дней на беспроцентный возврат кредита с момента покупки. На самом деле существует установленная банком дата, с которой идет отсчет, - поясняет менеджер одного из ростовских банков.

По словам специалистов кредитных организаций, банки специально путают клиентов.

- Менеджеры выдают информацию по специальной системе, которая называется "гамбургер". Если человека нагрузить непонятными сведениями, он поймет только первую и последнюю часть, а самое важное пропустит мимо ушей.

Нередко банки просто навязывают кредитки. "Возьмите на всякий случай. Можете не активировать. У нас акция - годовое обслуживание бесплатно". А через год банк выпускает новую карту и сразу списывает с нее годовое обслуживание. Клиент не сразу понимает, в чем дело, пропускает платежи, а за это время помимо процентов накапливаются и штрафы. Аргумент, что денег с кредитки не брал, не срабатывает. "Надо было платить за обслуживание" - поясняют сотрудники банка. Дескать, первый год был бесплатным, а про второй мы вам ничего не обещали. Если карта не нужна, необходим письменный отказ.

Комментарии

Валентина Фролова, адвокат:

- Тактические уловки банка вряд ли будут учтены в суде. А потому, подписывая кредитный договор, внимательно изучите все его условия. Особенно те, что написаны мелким шрифтом. Отговорка "у меня брать нечего", вряд ли вам поможет. Долг не имеет срока давности, ежемесячно на него растут проценты, кредитор может периодически возобновлять исполнительное производство и даже передать его по наследству как ценную бумагу. А потому если не вам, то наследникам все равно платить придется. На это и рассчитывают банки.

Юрий Тишуков, председатель "Донской ассоциации защиты прав потребителей и предпринимателей":

- Если вы не брали денег в банке, а вам выставили счет, в письменной форме объясните, что договор не заключали, кредитную карточку не получали, денежными средствами не пользовались. Если же представители банка продолжают настаивать на вашем долге, предложите им обратиться в суд.

Банки ЮФО