Сегодня на сессии областного Собрания депутаты определят правила продажи государственного и муниципального имущества предпринимателям. На что может рассчитывать малый бизнес, выяснял корреспондент "РГ".
Магазин в рассрочку
Народные избранники следуют за федеральным законодательством: соответствующий закон вступил в силу 5 августа 2008 года. Согласно ему, малые и средние предприниматели, арендующие муниципальные и государственные площади, могут выкупить их с рассрочкой платежа. Это касается тех, кто занимает помещения не менее трех лет и добросовестно вносит плату. Сделать покупку со льготой не смогут фондовые компании и фирмы, занимающиеся игорным бизнесом.
Депутаты региона должны утвердить период рассрочки платежа (предлагается до пяти лет) и максимальную площадь помещения для выкупа (2500 квадратных метров). Более крупные здания продаваться не будут.
Есть одно "но". Помещение для выкупа не должно входить в перечень имущества, которое останется в собственности у муниципалитетов как "неприкасаемый резерв" для сдачи в аренду тому же малому и среднему бизнесу. Такая мера защитит предпринимателей, у которых не хватит средств для покупки помещений.
Местные бюджеты потеряют часть доходов от аренды площадей. К тому же из-за рассрочки платежа на пять лет поступления в казну придут нескоро. Тем не менее, отмечает директор департамента по управлению государственным имуществом и земельными ресурсами Архангельской области Александр Киселев, рыночная стоимость зданий, по предварительным оценкам, покроет арендные платежи за 10-12 лет. Кроме того, выпадающие доходы частично компенсирует налог на имущество, который станет платить собственник.
Где соломку подстелить
Многие здания передавались предпринимателям в плохом состоянии. Бизнесмены вложили в ремонт немалые деньги, но до вступления в силу нового закона они не имели преимущества при продаже этих помещений с аукциона. Сейчас при оценке стоимости зданий должны учитываться затраты на ремонт. Правда, только в том случае, если он сделан с согласия арендодателя, то есть местных властей.
Квадратный метр арендуемого помещения в центре Архангельска стоит 250-300 рублей, на городских окраинах - от 10 до 180. При максимальной площади две с половиной тысячи "квадратов" в центре города предприниматель ежемесячно отдает в городскую казну более 600 тысяч рублей. Но лучше заплатить один раз за свое помещение, чем постоянно - за чужое.
- Этот закон - серьезная поддержка для малого и среднего бизнеса, - заявила корреспонденту "РГ" депутат областного Собрания Любовь Анисимова. - Предприниматели должны быть уверены в будущем. Разве можно планировать бизнес на несколько лет вперед, не зная, что ждет завтра, останется ли в силе договор аренды? Если правила игры меняться не будут, предприниматели смогут развивать свое дело.
Не дожидаясь решения вышестоящих коллег, депутаты Архангельского горсовета уже приостановили продажу муниципального имущества. Правда, со времени вступления в силу федерального закона мэрия уже провела несколько аукционов. Часть предпринимателей обратилась в прокуратуру с просьбой проверить законность таких действий. Но в мэрии уверены, что судебных разбирательств не будет.
- По федеральному закону, имущественное право переходит к предпринимателям с 1 января 2009 года. К тому же на торгах в сентябре в двух случаях из трех выиграли арендаторы, - подчеркнул директор департамента муниципального имущества мэрии Сергей Бакало.
Золото под ногами
Правда, у хорошего, казалось бы, закона есть свои подводные камни. В Поморье идет кадастровая оценка земли, ее стоимость пересматривается.
- В результате земельный налог может существенно вырасти, - отмечает председатель регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России" Сергей Антуфьев. - К нам обратился предприниматель, который уже платит за маленький магазин на Бревеннике в несколько раз больше. А ведь это окраина города, где нет даже нормального транспортного сообщения. Поэтому не исключено, что те, кто выкупил землю под застройку, через какое-то время будут от нее отказываться.
Сергей Моисеев, заместитель мэра Архангельска по вопросам экономического развития и финансам:
- Сложно точно сказать, сколько предпринимателей пожелают выкупить имущество. В связи с ужесточением условий получения банковских кредитов у многих не будет такой возможности. Наоборот, арендаторы захотят, чтобы их помещения включили в перечень имущества, которое не подлежит продаже. Создание такого резерва - гарантия стабильности для предпринимателей, возможность более дешевой муниципальной аренды. С его помощью мы будем поддерживать тех, кто развивает производство, инновационную деятельность, ЖКХ и сферу соцуслуг. Имущество на окраинах города, где бизнес еще не окреп, можно смело включать в такой перечень (за исключением того, которое захотят выкупить сами арендаторы).
Мы заинтересованы в том, чтобы малый и средний бизнес развивался, и будем помогать ему во всех направлениях. Объекты из перечня резервного имущества будут выноситься на обсуждение депутатских комиссий и городского Совета. Надеюсь, к концу года такой документ будет принят.