"Виновны и не заслуживают никакого снисхождения" - таким суровым и однозначным вердиктом присяжных закончился для главных фигурантов важнейший этап суда по одному из самых громких преступлений последних лет - убийству первого зампреда Центрального банка России Андрея Козлова.
Теперь осталось лишь назвать срок для убийц, организаторов и пособников расстрела одного из ведущих банкиров страны и его водителя.
Этот во многом уникальный процесс шел целых восемь месяцев, и, несмотря на закрытые двери зала заседаний, в прессе с завидной регулярностью всплывали скандалы и обвинения со стороны участников суда в адрес друг друга. Приговор, который через пару дней вынесет суд, нельзя будет обжаловать.
Два года назад Андрей Козлов и его водитель были расстреляны в Москве. Спустя месяц были задержаны предполагаемые исполнители убийства, еще через месяц - посредники. Всего на скамье подсудимых - семь человек, в том числе банкир Алексей Френкель. Он-то и считается главным организатором преступления. Лиане Аскеровой и Борису Шафраю также инкриминируется организация убийства. По делу проходят граждане Украины - Богдан Погоржевский, Алексей Половинкин, Максим Прогляда и Александр Белокопытов, которые признаны виновными в совершении убийства, а также незаконном обороте оружия. В суде прозвучала цифра "зарплаты" для всех членов преступной цепочки - 300 тысяч долларов. И выплатил эти деньги Френкель. Еще один участник убийства сбежал и объявлен в международный розыск.
Как заявила гособвинитель на суде Гюльчахра Ибрагимова, прокуратура "удовлетворена вердиктом". По ее мнению, вина подсудимых полностью доказана. И версия о том, что Френкель, будучи руководителем нескольких банков, лишенных за многочисленные нарушения Центробанком лицензий, заказал Козлова и сам организовал это преступление. Адвокаты, как и положено, с мнением судей от народа не согласны.
Одной из отличительных черт этого процесса было то, что на протяжении нескольких месяцев в зале заседаний место главного фигуранта бизнесмена Френкеля пустовало.
Так закончилось жесткое противостояние Алексея Френкеля и судьи Натальи Олихвер. Пытаясь опротестовать решения председательствующего, Френкель объявлял голодовки, заявлял отводы судье и даже писал на нее жалобы в Следственный комитет с требованием привлечь судью к уголовной ответственности за превышение должностных полномочий.
В ответ на это судья отстраняла Френкеля от участия в процессе. Даже получив право на последнее слово, Алексей Френкель не смог сделать главного для подсудимого - донести до присяжных доводы в пользу своей невиновности, если тому есть доказательства.
Кстати, у Френкеля было немало неприятностей не только в зале суда, но и в "Матросской Тишине". За нарушения режима он почти два месяца отсидел в штрафном изоляторе. Нарушения были с точки зрения порядков в СИЗО серьезными - то мобильником пользовался, то деньги припрятывал, то записки передавал. По заявлению представителей Федеральной службы исполнения наказания, скандалы с администрацией изолятора стали нормой для арестованного. Может быть, в этом нежелании считаться с какими-то ни было ограничениями и кроются те черты характера, которые привели Френкеля к преступлению и скамье подсудимых?
Мало кто знает, но за месяцы суда из дела вышли больше 15 адвокатов. Серьезно поредела и коллегия присяжных. По разным причинам из нее ушли 10 заседателей, включая старшину. Изначально Мосгорсуд отобрал 12 основных и 10 запасных присяжных, однако к моменту вынесения вердикта заседателей осталось только 12. В отношении одного из бывших присяжных возбуждено уголовное дело, двоих по ходу дела забирали в милицию за распитие спиртных напитков на улице, остальные присяжные вышли из коллегии по ходатайству стороны обвинения и личным обстоятельствам.
Кстати, последнего из заседателей суд удалил в день вердикта. Перед началом заседания прокурор Гюльчахра Ибрагимова заявила отвод присяжной, фамилия которой не разглашается. Эта женщина лишь известна под номером 7. Гособвинитель сообщила, что видела, как присяжная разговаривала с двумя мужчинами на проспекте Буденного. Заявление серьезное, потому что присяжные в ходе процесса не имеют права общаться с кем-либо, кроме судьи и членов коллегии. Место номера 7 занял последний запасной заседатель. Кстати, с этой присяжной связан еще один скандал. В сентябре адвокат Александр Чернов, представляющий интересы Алексея Половинкина, придал гласности диктофонную запись разговора между судьей Олихвер и присяжной N 7, которая докладывала судье о том, как ведут себя члены коллегии. По словам Чернова, в перерыве судебного заседания он забыл включенный диктофон на столе. На этом основании адвокат потребовал отвода судьи и присяжной, но Олихвер отказалась.
Вопросы к заседателям были и у прокуратуры. "На некоторых присяжных оказывалось массированное давление со стороны защиты подсудимых с целью затягивания судебного процесса и вынесения оправдательного приговора", - заявил руководитель отдела взаимодействия со СМИ Следственного комитета при прокуратуре РФ Владимир Маркин.
- По этим основаниям в ходе процесса были выведены из состава коллегии присяжных несколько заседателей. Вслед за этим все адвокаты Френкеля отказались участвовать в процессе, - сказал Маркин.
Он также сообщил, что в отношении присяжного Сергея Левина, выведенного из процесса месяц назад, возбуждено уголовное дело и предъявлено обвинение по статье 294 УК РФ за воспрепятствование осуществлению правосудия.
Впереди у защитников подсудимых и гособвинителя "битва" за сроки за колючей проволокой. По закону они могут быть от нескольких лет до бесконечности - пожизненного срока. Сколько попросит прокурор - станет известно уже сегодня.