30.10.2008 01:40
Власть

Юрий Чайка: Генпрокуратура активно борется с коррупцией

Юрий Чайка отчитался перед депутатами
Текст:  Тамара Шкель
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4783)
Читать на сайте RG.RU

У депутатов Госдумы к российской милиции было немало претензий. Но министра внутренних дел России Рашида Нургалиева, которого народные избранники пригласили на "правительственный час" в среду, они уважали, в чем ему лично и признались.

Цифры, которыми Нургалиев вооружился, отправляясь на Охотный Ряд с докладом о работе его министерства по профилактике преступлений, свидетельствовали об успехах. За 9 месяцев 2008 года число зарегистрированных преступлений уменьшилось по сравнению с 2007 годом на 10,6 процента, количество преступлений, совершенных в общественных местах, сократилось на 7,6 процента, уровень уличной преступности - на 4,9 процента. Но несмотря на это, народ наш по-прежнему не может похвастаться законопослушанием: за девять месяцев 2008 года зарегистрировано 55 914 915 административных правонарушений, 72 процента из них составляют правонарушения в сфере безопасности дорожного движения.

Второй вопрос вчерашнего "правительственного часа", посвященный борьбе с коррупцией, превратился в обмен опытом.

Депутаты вспоминали, когда они сами или их избиратели сталкивались с коррупцией. А Генпрокурор Юрий Чайка сообщал, что делает прокуратура, если сигналы о коррупционных проявлениях доходят до нее. "Только в этом году уже 177 глав администраций местного самоуправления посажено на скамью подсудимых", - заявил Чайка в ответ на депутатскую жалобу о беспределе местных чиновников, откровенно требующих "20-процентный откат" за решение вопросов земельных отношений, приватизации муниципального имущества.

Коммунист Валерий Рашкин настаивал на том, чтобы Генпрокуратура дала бой коррупции во всех властных структурах. "А начинать надо с депутатского корпуса", - советовал вице-спикер от ЛДПР Владимир Жириновский, обвиняя коллег в том, что они продолжают руководить своими коммерческими фирмами, хотя статус этого не позволяет. "Единоросс" Николай Ковалев жаловался на СМИ, которые публикуют разного рода обвинения в адрес известных, уважаемых людей, несмотря на то, что вина их еще не доказана, дело только расследуется. Генпрокурор предложил в таких случаях обращаться в суд, но пообещал и со своей стороны "что-то думать в этом направлении" - кто дает утечку информации?

Некоторые думцы считали, что пока в России с коррупцией борются разговорами. "Мы не говорим, мы делаем - активизировали работу и уже начали наводить порядок в правовом пространстве", - возразил народным избранникам Юрий Чайка и в подтверждение своих слов привел статистику. В первом полугодии 2008 года выявлено более 28 тысяч преступлений в сфере коррупции, что почти на девять процентов больше, чем в аналогичный период 2007 года. В производстве следственных органов находились уголовные дела по почти 23 тысячам преступлений, совершенным с использованием служебного положения должностными лицами, государственными служащими и служащими органов местного самоуправления. Из них 19 тысяч уже направлено в суд.

Но все же Генпрокурор согласился с депутатами, что "объективно мы не можем признать принимаемые меры адекватными реально существующей ситуации". "В настоящее время согласно социологическим исследованиям сложилось положение, когда значительной части общества выгоднее заплатить недобросовестным чиновникам, нежели жить и поступать по закону". "Порой граждане оказываются в рамках сознательно созданных коррупционных схем и могут реализовать свои права лишь при условии уплаты взятки", - сказал Чайка и обратился к депутатам: "Уважаемые друзья, вы определяете стратегию, линию поведения граждан Российской Федерации, по каким правилам будет жить страна, принимая те или иные законы, так принимайте их качественно, проводите экспертизы, советуйтесь со специалистами, с экспертами, с профессионалами. И если будут очень эффективные законы, если они будут еще качественно выполняться, будут успехи у нас и на этом поприще борьбы с коррупцией".

Госуправление Должностные преступления Генпрокуратура