Столичный метрополитен, возможно, будет акционирован. Произойдет это не раньше чем года через полтора. Такими планами поделился на заседании московского правительства глава столичной подземки Дмитрий Гаев.
Сейчас метрополитен представляет собой государственное унитарное предприятие. Но так как данная форма собственности уже потеряла свою актуальность, идет процесс реформирования. Как рассказал на заседании правительства руководитель департамента имущества Москвы Владимир Силкин, если в 2000 году в Москве работало примерно две тысячи ГУПов, то сейчас их осталось чуть более 400. А по федеральному законодательству уже к началу следующего года не должно остаться ни одного. Они должны быть преобразованы либо в акционерные общества, либо в государственные предприятия.
Но в столице, как уже понятно городским властям, ГУПы и в 2009-м все-таки сохранятся. Дело в том, что целый ряд их в Москве - это крупные предприятия, являющиеся монополистами в своей области. Взять тот же метрополитен. Или "Мосводоканал", "Мосгортранс".
Для того чтобы акционировать такие жизненно важные для мегаполиса структуры, необходимо внести изменение в федеральное законодательство. Как пояснил Дмитрий Гаев, руководство метрополитена не против самого процесса, но законодательством сегодня запрещено акционирование предприятий общественного транспорта. "Поэтому нам нужно выходить в правительство страны с тем, чтобы для нас сделали исключение в виде эксперимента, либо просить исключить из законодательства запрещающую норму", - заявил начальник подземки.
"У нас уже подготовлена вся база для этой работы, - рассказал он. - Есть реальная стоимость предприятия, ведется инвентаризация всего метрополитена, мы занимаемся вопросами реорганизации структуры метро". По его словам, работа по подготовке преобразования метрополитена из ГУП в акционерное общество со 100-процентной долей Москвы ведется с 2004 года. "Московский метрополитен проводит переоценку фондов. В настоящее время сформировалась реальная рыночная стоимость основных фондов, которая составляет, по нашим подсчетам, 700 миллиардов рублей", - подчеркнул Гаев.
Он отметил, что рентабельность работы Московского метрополитена составляет 6 процентов. По мнению Дмитрия Гаева, само наличие прибыли от деятельности такого рода затратного предприятия - это уже положительный момент. "После уплаты всех налогов прибыль идет на реконструкцию и перевооружение метро", - подчеркнул он. Гаев также сообщил, что в следующем году из городского бюджета будет выделено 50-60 миллиардов рублей на развитие подземки, а всего в 2009-2011 годах на эти цели столица намерена потратить 375 миллиардов рублей.
Дмитрий Гаев заверил, что пассажиры смену формы собственности метрополитена если и заметят, то с положительной стороны. Однозначно, что стоимость билета после того, как метрополитен перестанет быть ГУПом, резко не вырастет.
"Ни в одной стране мира нет такой формы управления предприятием, как ГУП, - пояснил "РГ" начальник управления имущественных комплексов департамента имущества Андрей Васильковский. - Известно, что эта форма крайне неэффективна.
Акционирование же дает больше возможностей всем. Властям контролировать работу предприятия. Следить за расходованием средств. Ведь в случае с тем же метрополитеном все равно контрольный пакет акций будет принадлежать городу. У руководства же подземки появится больше возможностей, например, в виде привлечения частных инвестиций на развитие метро. А не как сейчас - спрашивать разрешение на каждый шаг. То есть при той форме собственности, которая существует сейчас, тому же метрополитену, чтобы закупить, например, болты для рельсов, нужно подписать бумаги в десятке инстанций. Это абсурдная ситуация, когда время и усилия тратятся абсолютно неэффективно. Акционирование поможет изменить ситуацию", - убежден Дмитрий Гаев.