У депутатов Госдумы к российской милиции было немало претензий. Но министра внутренних дел России Рашида Нургалиева, которого народные избранники пригласили на "правительственный час" в среду, они уважали, в чем ему лично и признались.
Вера Лекарева ("Справедливая Россия") даже выразила готовность "выйти с предложением", чтобы Нургалиев занял еще и пост вице-премьера и смог "взять в жесткую вертикаль власти профилактику преступлений в нашей стране". Но министр отказался от дополнительных полномочий и вступился за своих сотрудников, не желая дискредитировать людей недоказанными фактами.
Тем более что цифры, которыми Нургалиев вооружился, отправляясь на Охотный Ряд с докладом о работе его министерства по профилактике преступлений, свидетельствовали об успехах. За 9 месяцев 2008 года число зарегистрированных преступлений уменьшилось по сравнению с 2007 годом на 10,6 процента, количество преступлений, совершенных в общественных местах, сократилось на 7,6 процента, уровень уличной преступности - на 4,9 процента. "Положительно оценивается и снижение на 34,6 процента уголовно наказуемого хулиганства, на 25,6 процента - разбойных нападений, а также существенное уменьшение количества грабежей - на 19,2 процента и краж - на 14,2 процента", - сообщил думцам Нургалиев. По словам министра, концентрация внимания к проблемам бытовой сферы позволила сократить количество преступлений, совершаемых в состоянии алкогольного опьянения, на 11,9 процента. Удалось добиться и снижения количества преступлений, совершаемых несовершеннолетними, на 16,5 процента. Но несмотря на это, народ наш по-прежнему не может похвастаться законопослушанием: за девять месяцев 2008 года зарегистрировано 55 914 915 административных правонарушений, 72 процента из них составляют правонарушения в сфере безопасности дорожного движения. "Посредством нехитрых расчетов получается, что практически каждый третий дееспособный гражданин нашей страны был привлечен к административной ответственности, и это не считая лиц, обоснованно привлеченных к уголовной ответственности", - сказал Нургалиев депутатам, предлагая им принять участие в повышении уровня правовой культуры, в воспитании уважения к закону и правовым институтам. МВД требуется помощь Госдумы и для корректировки госполитики в сфере трудоустройства и кадровой политики. Министр отметил, что, по оценкам МВД, прямой или косвенной причиной 60 процентов преступлений, особенно среди молодежи, является отсутствие постоянного источника дохода. Он подчеркнул, что пока не удалось найти приемлемых форм использования трудовых ресурсов, которые бы позволили избежать дисбаланса между трудовой миграцией и национальными кадрами. Нургалиев отметил, что на федеральном уровне не выработана также система стимулирования работодателей, создающих рабочие места для ранее судимых, а также выпускников интернатных учреждений и детских домов. Власти Башкирии, Коми, Удмуртии, Ивановской, Тверской областей и ряда других регионов на местном уровне закрепили в нормативных актах и целевых программах соответствующие меры. Но этого, считает Нургалиев, недостаточно. "В текущем году рабочее место смог получить лишь каждый пятый условно осужденный и только каждый шестой освободившийся из мест лишения свободы".
Председатель Комитета ГД по безопасности Владимир Васильев с огорчением констатировал - у нас сегодня, по сути, единственное средство наказания за правонарушения и преступления - это лишение свободы. Сегодня в России, по словам Васильева, в местах лишения свободы находятся свыше 900 тысяч наших сограждан, причем содержание каждого обходится в 150 тысяч рублей в год.
Васильев заметил характерную особенность законотворчества - начиная с 2003 года было принято 26 законов, и все они "усиливают карательную практику". И, по сути, не было принято ни одного закона, направленного на профилактику преступлений.