30.10.2008 02:56
Власть

По числу погибших в ДТП федеральные трассы Алтая обогнали улицы городов

До тех пор, пока в регионе не появится система трассовой медицины, люди будут гибнуть на дорогах
Текст:  Вадим Кулешов (Алтайский край)
Российская газета - Алтай: №0 (4783)
Читать на сайте RG.RU

Муниципальные власти заявляют, что не могут организовать оперативную медицинскую помощь вдоль основных магистралей, поскольку в местных бюджетах на это просто нет средств.

За последние пять лет количество пострадавших на дорогах края превысило 18 тысяч человек. Наиболее аварийными были и остаются федеральные трассы, на которых происходят самые страшные ДТП. В 2007 году на магистралях М-52 и А-349 число крупных автокатастроф выросло почти вдвое по сравнению с 2006-м. В этом году ситуация не лучше прошлогодней.

По данным краевого ГИБДД, на федеральных магистралях ежегодно гибнет больше людей, чем в городах. В авариях автомобилисты получают тяжелейшие травмы, и это является одной из главных причин высокой смертности. При таких ДТП оказание скорой помощи требует особых подходов, использования современной медицинской техники и высокого профессионального уровня медперсонала, а в районных больницах, как известно, нет ни того, ни другого.

Чтобы взять ситуацию под контроль, год назад краевые власти решили организовать работу трассовых бригад скорой помощи, однако до сих не понятно, кто будет финансировать этот проект. Приказом главного управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности обязанность по содержанию бригад легла на плечи муниципалитетов, но у районов просто нет средств, чтобы это выполнить. Ведь даже по самым скромным подсчетам, каждый отдельно взятый район ежегодно должен потратить на эти цели не менее двух миллионов рублей.

В систему трассовой медицины попадает 13 муниципальных образований края, через которые проходят федеральные трассы М-52 и А-349. По нацпроекту "Здоровье" районные больницы получили автомобили и некоторое современное оборудование, но в основном сельским врачам приходится работать со старой техникой, зачастую еще советского производства.

- ЦРБ действительно не хватает оборудования, но это решаемый вопрос, - говорит председатель комитета по здравоохранению и науке АКЗС Александр Лазарев. - Основная же проблема заключается в нехватке на селе квалифицированного медицинского персонала и неоперативности реагирования "Скорой помощи" на дорожно-транспортные происшествия. Своевременность и скорейшая эвакуация пострадавших в больницы просто не выдерживает никакой критики.

Сроки прибытия машин "Скорой помощи" к месту происшествия на федеральных трассах в среднем составляют от 30 минут до часа. На дорогах нет никаких медицинских пунктов, в которых можно оказать первую доврачебную помощь. Более того, попавшие в беду люди даже не знают, куда обратиться за помощью. В редких местах установлены указатели с телефонами ближайших медучреждений.

Ситуация усугубляется еще и тем, что почти половина отделений и станций скорой помощи не соответствует установленным нормам. К примеру, в центральной больнице Зонального района вместо четырех врачей-анастезиологов работают только два, а единственный оперирующий хирург Евгений Сафронов одновременно исполняет обязанности главного врача.

- Только за девять месяцев этого года на нашем участке федеральной трассы произошло больше 120 аварий, в которых пострадали 40 человек, - приводит печальную статистику Сафронов. - Соседство с автомагистралью - это огромная нагрузка на больницу, ведь параллельно нам приходится оказывать помощь и местным жителям. Трассовая медицина, конечно, нужна, но надо окончательно решить вопрос ее финансирования.

Специалисты сходятся в одном: без субвенций из краевого бюджета не удастся организовать работу трассовых бригад. В первую очередь нужно принять ведомственную целевую программу, которая позволит снизить травматизм и смертность на дорогах. Цена вопроса - 30 миллионов рублей ежегодно.

Каждому району, расположенному возле автомагистрали, необходимо не менее двух миллионов рублей на организацию медпомощи

- Не исключено, что комитет по науке и здравоохранению АКЗС вынесет этот вопрос на рассмотрение ближайшей сессии, - заявил корреспонденту "РГ" заместитель начальника главного управления края по здравоохранению и фармацевтической деятельности Валерий Белоусов. - Трассовая медицина решит целый комплекс проблем, которые нельзя сводить лишь к организации специальных бригад скорой помощи.

Одной из основных причин травматизма и высокой смертности на федеральных трассах принято считать плохое состояние дорожного полотна. Но по данным краевого центра медицины катастроф, к первой тройке факторов, способствующих росту смертности, относятся нарушение водителями скоростного режима, употребление алкоголя и наркотиков.

В меньшей степени на аварийность влияют кочки и выбоины на дороге. Дорожники говорят, что после ремонта основных загородных скоростных магистралей количество аварий не снизилось, а, наоборот, выросло в разы. Причем больше стало ДТП, которые специалисты относят к категории чрезвычайных происшествий с большим числом жертв.

Краевая ведомственная программа позволит организовать более тесную работу всех структур по профилактике ДТП на оживленных трассах. В первую очередь необходимо сократить сроки оповещения об аварии. Желательно установить на трассах указатели с единым номером, по которому можно вызвать помощь из любого района. Стоит подумать и о необходимости более широкого использования санитарной авиации для спасения пострадавших. Хотя этот вопрос вызывает много споров - доставка одного больного воздушным транспортом обходится примерно в 200 тысяч рублей.

И самое главное, в рамках целевой программы специалисты предлагают более активно подключить к работе ГИБДД. Большинство автоинспекторов не владеют элементарными приемами оказания первой помощи. Краевой центр медицины катастроф в год обучает около 50 инспекторов, но этого явно не достаточно, учитывая, что в штате краевого ГИБДД работают более 50 тысяч человек.

Компетентно

Николай Шестопалов, директор Краевого центра медицины катастроф:

- Алтайский край по протяженности автомобильных дорог занимает первое место в Сибирском федеральном округе. По территории края проходят две федеральные трассы, которые являются местом самых серьезных ДТП. Наиболее неблагополучными по числу аварий и тяжести их последствий для здоровья людей являются Красногорский, Бийский, Первомайский, Калманский, Алейский и ряд других районов. В целом по количеству пострадавших в ДТП Алтайский край находится на втором месте в Сибири после Красноярского края. Именно поэтому вопрос об организации трассовой медицины нужно решать немедленно.

Правоохранительная система Здоровье ДТП Алтайский край Сибирь