В прошлом году в России состоялось 1176 заметных выставочных мероприятий. 15 процентов из них - на Среднем Урале. По мнению экспертов, рост в этой сфере пока обеспечивает эффективная работа небольших площадок.
Стенды в бывшем ангаре
Ежегодно в областном центре проводится более 200 выставок. Тем не менее, говорить о Екатеринбурге как о выставочной столице пока не приходится. Как свидетельствует мировая практика, города такого масштаба должны иметь от 40 до 260 тысяч квадратных метров выставочных площадей. У Екатеринбурга - лишь 18,5 тысячи квадратов.
По словам заместителя главы Екатеринбурга по вопросам потребительского рынка Виктора Контеева, в городе не хватает выставочных площадей вообще и особенно профессиональных павильонов.
- Большинство сооружений, где организуют и проводят выставочно-ярмарочные мероприятия, изначально являются чем угодно - оздоровительными комплексами, торговыми центрами, дворцами культуры и спорта, но только не специализированными центрами, - говорит генеральный директор государственного регионального выставочного центра Максим Докучаев. - Это главная проблема нашего бизнеса. Конечно, выставку можно провести и в большом ангаре, которых в Екатеринбурге и других городах области много, но уровень мероприятия будет соответствующим.
Количество и качество выставочных площадей, которыми располагает регион, не удовлетворяют растущий спрос. Этот фактор влияет на состав участников и тематику выставок: наши лучшие площадки не могут конкурировать с международными выставочными комплексами.
- На Среднем Урале нет выставочного центра класса А, только В и С, - отмечает профессор кафедры управления внешнеэкономической деятельностью предприятий УГТУ-УПИ Елена Фролова. - Есть лишь приближенные к высшему классу выставочные площадки в Атриум Палас Отеле, "ИнЭкспо".
Огромное значение имеет высота потолков и прочность пола, освещение, возможность установки индивидуальных стендов, в том числе двухэтажных. Среди организаций, занимающихся проведением выставок на Среднем Урале, буквально единицы соответствуют техническим требованиям Союза международных выставок (UFI).
По словам заместителя министра торговли, питания и услуг Свердловской области Надежды Шестаковой, чтобы организовать хорошую выставку, требуется помещение площадью не менее 30 тысяч квадратных метров. Должны быть обеспечены парковочные места для гостей и участников, возможность проведения конгрессных мероприятий, надежная связь и другая современная инфраструктура. Оснащение местных площадок отстает по многим параметрам.
Объект мирового класса
Решить проблему нехватки профессиональных площадей и повысить статус Екатеринбурга до третьей выставочной столицы, наряду с Москвой и Санкт-Петербургом, может строительство крупнейшего международного выставочного центра. Его возведение началось в этом году.
Новый комплекс будет состоять из крытых выставочных площадей (80 тысяч квадратных метров) и двух 20-этажных зданий - гостиницы и офисно-административного блока. На его территории разместятся конгресс-холл на две тысячи посадочных мест, предприятия общепита, информационно-аналитический центр, парковка. С появлением такого центра регион сможет проводить самые масштабные выставки. Здесь можно будет разместить любые экспозиции, начиная от ювелирных изделий и заканчивая крупногабаритной техникой.
- Многопрофильность объекта позволит ему работать не только в период проведения выставочных мероприятий. Комплекс будет полностью интегрирован в городскую инфраструктуру - рестораны, концертный зал, торговый блок будут активно использоваться горожанами ежедневно. С запуском МВЦ в Екатеринбурге появится две тысячи новых рабочих мест, - рассказывает Виктор Контеев.
Объект органично впишется в городское пространство, а его ресурс будет использоваться в комплексе с соседними учреждениями, которые уже существуют или будут запущены в ближайшие годы. Среди них - центральный парк культуры и отдыха, легкоатлетический манеж, новые торговые центры. Первую очередь МВЦ планируется открыть к саммиту ШОС, который пройдет в Екатеринбурге летом следующего года. В целом работы, в том числе и по благоустройству правого берега реки Исеть, будут завершены в 2011 году.
- Проведение в Екатеринбурге международных выставок и конгрессов, привлечение крупных российских и западных компаний позволят местным предприятиям на основе зарубежного опыта адаптироваться на мировом рынке, совершенствовать качество выпускаемой продукции и услуг, обеспечить их конкурентоспособность, - подчеркивает Елена Фролова.
Появление международного выставочного центра даст новый импульс развитию инфраструктуры выставочной индустрии на территории Среднего Урала, усилит конкуренцию.
Проблемы роста
Как отмечают представители этого вида бизнеса, уже сейчас выбор выставочных операторов в регионе достаточно широк и конкуренция остра. Серьезная проблема - перекрест тем (когда за одну тему одновременно берутся несколько операторов).
- Кто-то может рассматривать это как копирование выставок, а кто-то - как право выбора экспонента. Но когда 17 выставок посвящены диагностике промышленного оборудования - это уже проблема, - говорит Елена Фролова.
- В результате такой несогласованности выставки зачастую теряют свою эффективность, затягиваются, ведь экспоненты в основном одни и те же, - вторит Надежда Шестакова.
Проблемы отсутствия согласованности и, как следствие, большого количества выставок по одной тематике, нарушения корпоративной этики не раз обсуждали в правительстве Свердловской области. И пришли к выводу, что необходима специализация. Так, по словам Шестаковой, "Универсальные выставки" успешно занимаются тематикой парикмахерских услуг, а "Уральские выставки" проводят агрофорум. Когда рынок выставочных услуг будет таким образом поделен, он стабилизируется, определятся основные игроки.
Росту выставочного бизнеса на Среднем Урале препятствует и отсутствие развитого гостиничного сервиса, особенно в отдаленных территориях. С этой проблемой организаторы столкнулись при возрождении легендарной Ирбитской ярмарки.
- Ярмарка в Ирбите длилась несколько дней, и очень непросто было разместить всех участников и гостей, - сетует ведущий специалист отдела межрегиональных выставок Уральской торгово-промышленной палаты Николай Гармс.
Несмотря на все сложности, выставочно-ярмарочные мероприятия в Свердловской области все чаще привлекают внимание общероссийского и мирового сообщества. Яркий тому пример - широко известная выставка вооружений в Нижнем Тагиле.
- На территории региона в год проводится в среднем 35 международных выставок. Мероприятия такого уровня способствуют росту товарообмена Свердловской области с другими субъектами Российской Федерации и зарубежными странами. Известные компании организуют здесь выставки или принимают участие в наших мероприятиях, чтобы продвинуть свои продукты в уральском регионе. Например, во втором квартале текущего года мы работали с итальянской компанией, которая занимается производством вин, - рассказывает Надежда Шестакова.
Для координации деятельности операторов правительство области ежегодно утверждает перечень выставок. В этом году в официальный план попала 21 выставка-ярмарка. Конечно, помимо этого, правительство поддерживает и другие выставки, которые способствуют развитию экономики региона. На это из областного бюджета ежегодно выделяется порядка шести миллионов рублей.