30.10.2008 06:00
Русское оружие

Возможности Миг-35 потрясли американских военных

Почему российские военные самолеты и вертолеты ночью и в непогоду летают "глухими" и "слепыми"?
Текст:  Сергей Птичкин
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №0 (4784)
Читать на сайте RG.RU

"Глаза" и "уши" российских самолетов и вертолетов - их радарные системы. Они имеют символичные названия и не уступают лучшим мировым аналогам.

Охотники за решеткой

Не так давно авиационный мир облетела скандальная новость - спецслужбы США проводили настоящую охоту за бортовой радиолокационной станцией, установленной на индийском истребителе Су-30МКИ, снимая ее характеристики всеми возможными способами. Оказалось, наш радар по ряду параметров превосходит те РЛС, что стоят на истребителях американского производства.

Однако настоящим потрясением для наших конкурентов на мировом рынке вооружений стала демонстрация на авиасалоне в индийском Бангалоре истребителя МиГ-35 с радаром, созданным на базе активной фазированной антенной решетки (АФАР).

Эта решетка обеспечивает реализацию поистине фантастических возможностей по обнаружению самых различных воздушных, наземных, морских и даже космических целей. Кроме того, у пилота появляется возможность сканировать окружающее самолет пространство и вести воздушный бой одновременно. Во многих авиастроительных фирмах мира пытались и пытаются установить на истребители компактные РЛС, построенные на элементной базе фазированных решеток. Однако проблема в своей реализации настолько сложная, что решить ее, и то частично, удавалось лишь в СССР и США.

Впервые радар с пассивной фазированной решеткой был установлен еще на МиГ-31. И до последнего времени этот самолет оставался единственным в мире истребителем-перехватчиком, оснащенным бортовой РЛС такого типа.

Лишь в последние годы в США смогли в рамках реализации проекта истребителя пятого поколения создать хорошие, но очень дорогие РЛС с фазированной решеткой. На авиасалоне "Фарнборо-2008" впервые был продемонстрирован этот самый радар пятого поколения с активной фазированной решеткой. По заявлению американцев, его можно устанавливать на борт глубоко модернизированных истребителей F-16 в различных модификациях. Мировые авиационные специалисты считают, что боевые самолеты ХХI века должны оснащаться лишь такими РЛС. И отрадно, что мы в этом сложнейшем научно-техническом направлении не аутсайдеры.

Тот еще "Жук"

Отечественный "Жук-АЭ", созданный в корпорации "Фазотрон" специально для МиГ-35, проходит летные испытания. Главный конструктор РЛС нового века - заместитель гендиректора Корпорации Юрий Гуськов. Надо сказать, ситуация не совсем обычная для современной России - не формальный, а реальный топ-менеджер предприятия является еще и признанным в мире специалистом по проектированию самых современных авиационных РЛС.

Российский АФАР, как считают его создатели, в перспективе обеспечит дальность обнаружения воздушных целей до 300 км. Сейчас дальность действия бортовых РЛС в 100 км считается отличной. Помимо экспортного варианта для МиГ-35, который сейчас становится основным претендентом на победу в тендере средних истребителей для ВВС Индии, активно-фазированные "Жуки" начнут устанавливать на всех модернизируемых МиГ-29.

По заветам капитана Врунгеля

Помнится, говаривал литературный капитан Врунгель: как яхту назовут, так она и поплывет. В советское время новым образцам военной техники присваивали случайные имена - главное, чтобы враг не догадался, о чем речь. А вот в еще советском "Фазотроне", следуя рекомендациям Врунгеля, который, между прочим, из всех критических ситуаций выходил победителем, стали называть свои радиолокационные системы так, что в них отражалась сама их суть.

Бортовая радиолокационная станция "Копье" всегда бьет в точку и обеспечивает контроль территории в радиусе до 150 км. К тому же, выдает полный объем информации для гарантированного поражения обнаруженных целей. Все радары, именовавшиеся "Жук", сканируют небо, землю и воду с дотошностью этого насекомого, но с поистине космическим быстродействием. А вот о радиолокационном комплексе "Арбалет" стоит сказать особо.

Если установка радаров на истребителях всегда было делом само собой разумеющимся, то на вертолеты их долгое время вообще не ставили. Летит винтокрыл относительно медленно, летчик препятствие или цель всегда увидит глазами, идентифицирует и наведет, если потребуется, пушку с ракетами точно на врага.

Однако американцы установили на свой вертолет "Апач" радиолокационную станцию "Лонгбоу", что в переводе значило - длинный лук. И сразу получили массу преимуществ. Пилот вертолета стал видеть все препятствия, возникающие по курсу полета на малой высоте. А самое коварное препятствие - линии высоковольтных электропередач. Естественно, появилась возможность выделять конкретные наземные цели и поражать их управляемыми ракетами.

В "Фазотроне" решили дать янки достойный ответ. Перспективную разработку нового радиолокационного комплекса для боевых вертолетов назвали "Арбалет". По дальности боя и точности прицеливания арбалет всегда превосходит лук, какой бы длины он ни был.

"Аллигатор" с "Арбалетом"

Рождение радиолокационного комплекса для вертолета оказалось делом в чем-то даже более сложным, чем работа над АФАР. Во всяком случае, проектировщики "Ночного охотника" - вертолета Ми-28Н, над втулкой которого и должен был появиться "Арбалет" в виде шара, от идеи установки радара отказались, посчитав проект бесперспективным. А вот на фирме "Камов" к вертолетному РЛК проявили интерес. И сегодня "Арбалет" полностью вписался в борт боевого разведывательно-ударного вертолета Ка-52 "Аллигатор". Если Ка-50 "Черная акула" забивает "Апач" на расстоянии в два километра без всякой радиолокации, то "Аллигатор" вообще не оставляет шансов на выживание для всех боевых вертолетов НАТО на любом удалении.

Сегодня эту систему можно устанавливать на любую винтокрылую машину. Наш "Арбалет" по боевой эффективности превзошел американский "Длинный лук" в полтора раза. Российский вертолетный радиолокационный комплекс способен информировать экипаж об окружающей обстановке и одновременно применять оружие, наводящееся по радиолучу. На Западе такую возможность с использованием классических радаров реализовать так и не смогли. У них это по силам лишь сложнейшим и дорогущим комплексам с активными фазированными решетками.

Наземную цель типа железнодорожный мост "Арбалет" обнаруживает на удалении более чем в 30 километров. А провода ЛЭП - на расстоянии в 20 километров. Кроме выполнения боевых задач этот комплекс способен вести метеоразведку и радиолокационное картографирование местности.

Наши "Копья", "Жуки" и "Арбалеты" - вне всякого сомнения лучшие радарные системы в мире. И проблем с их серийным выпуском нет. Нужны только заказы.

дословно

Анатолий Канащенков, первый заместитель гендиректора, генеральный конструктор корпорации "Фазотрон" :

- После длительного отсутствия серьезного отношения к создаваемой корпорацией самолетной радиолокации наши военные обратились к нам. Надеюсь, что у нас будут серьезные госзаказы по оснащению радарами летательных аппаратов типа МиГ-29 для обычной фронтовой, а также морской авиации. Это крайне важно и для нас, и для отечественных ВВС и ВМФ. У нас есть уверенность, что теперь сотрудничество с ВВС будет развиваться и углубляться.

Русское оружие