4 ноября в московском УСЗ "Дружба" стартует крупный международный турнир по бадминтону - этап мировой серии Гран-при Russian Open 2008.
Накануне старта этого престижного соревнования корреспондент "РГ" встретился с президентом Национальной федерации бадминтона России (НФБР) Сергеем Шахраем.
Российская газета : Сергей Михайлович, расскажите поподробнее об этом турнире.
Сергей Шахрай : Самое "вкусное", на мой взгляд, - женская одиночная категория. Здесь в ранге фаворита выступает Пи Хунянь - китаянка, с 2004 года выступающая за Францию. Она четвертьфиналистка Олимпийских игр, неоднократно возглавляла европейский рейтинг, а сейчас Пи вторая ракетка Европы. Другой яркой звездой станет Петя Неделчева из Болгарии - пятая ракетка Европы, игрок, не раз входивший в мировую десятку. Была в числе призеров на турнирах мировой Суперсерии, а на Олимпиаде в Пекине вошла в число 16 сильнейших. С ней давно с переменным успехом соперничает наша Элла Крачкова - пожалуй, единственный игрок, которому по силам остановить болгарку. В мужской одиночной категории мы также увидим нескольких спортсменов крепкого международного уровня. Прежде всего это Дики Пальямо из Голландии - один из наиболее интересных бадминтонистов Европы. Первый номер посева среди россиян получили две пары - мужская Виталий Дуркин/Александр Николаенко и женская Нина Вислова/Валерия Сорокина. Достаточно хорошими выглядят наши шансы и в смешанной парной категории, где выступят Дуркин/Вислова, Николаенко/Сорокина.
Российская газета : Как вы оцениваете выступление российских бадминтонистов в нынешнем сезоне?
Шахрай : Нынешний год у нас, как спина у зебры: чередование белых и черных полос. В нем было несколько заметных спортивных успехов, прежде всего на европейской арене. Во-первых, российский клуб "Приморье" второй год подряд выиграл самый престижный клубный приз континента - Кубок европейских чемпионов. Кроме того, нам есть, чем похвастаться и в личном Кубке Европы: мы выиграли этот трофей в двух разрядах, причем в женской парной категории зрители увидели чисто российский финал. Победителями стали Анастасия Русских/Екатерина Ананина, второе место - у Нины Висловой/Валерии Сорокиной. А в миксте победили Александр Николаенко/Нина Вислова. Успех в личном зачете ценен тем, что попасть в финал этих соревнований можно только по результатам годового цикла, состоящего из 23 турниров. То есть нужно не один раз "выстрелить", а достаточно успешно выступать в течение года. Из успехов, конечно, следует отметить "бронзу" Висловой/Сорокиной на чемпионате Европы. Они прервали "медальную засуху", которая длилась долгих восемь лет, - последний раз награды чемпионатов Европы мы выигрывали в 2000 году.
К сожалению, мы неудачно выступили в этом сезоне на Олимпийских играх. Недавно состоялся президиум НФБР, который дал оценку выступлению нашей сборной. В целом было отмечено следующее: на этой Олимпиаде наша команда, благодаря созданным условиям и проводимой политике, выглядела более солидно, чем на предыдущей, - спортсмены отобрались в двух ключевых одиночных разрядах, а наши пары попали в лист ожидания. Напомню, что в Афинах у нас был лишь один дуэт в листе ожидания и ни одного игрока в основной сетке по итогам отбора. Тем не менее само выступление на Играх было слабым, безвольным, показало низкую готовность бадминтонистов к стартам. В этой связи президиум признал выступление неудовлетворительным и принял решение об отставке главного тренера сборной. Мы тщательно подойдем к выбору новой кандидатуры на этот пост, пока же о конкретных фамилиях говорить рано.
РГ : Изменится ли методика подготовки наших игроков к крупным международным турнирам?
Шахрай : К лондонской Олимпиаде будем готовиться по-другому. Ну, в частности, мы в НФБР планируем собрать в Москве наиболее перспективную молодежь в возрасте с 14 до 18 лет со всей страны и устроить своеобразный спортивный интернат. Мы создадим им все условия, чтобы они два с половиной года занимались азами бадминтона. Тренироваться они будут вместе со спарринг-партнерами из Азии. Попытаемся на азиатскую технику наложить русский характер. Параллельно дадим возможность ныне действующим спортсменам работать в привычном ритме. При нашей, разумеется, всесторонней поддержке. А за полтора года до Олимпиады проверим, кто лучше готов к выступлению в Лондоне, и пошлем участвовать в олимпийских квалификационных турнирах победителей отбора, то есть сильнейших на данный момент в России. Мы хотим создать конкуренцию среди претендентов на место в сборной. Сейчас ее нет, и это сильно мешает.
РГ : А существует ли программа развития бадминтона в России?
Шахрай : Она есть как всесторонне проработанный документ, но не работает в должной мере из-за скудости финансирования. Мы понимаем, что главным условием побед на самом высоком уровне является массовость нашего вида спорта в России. Поэтому мы хотим, в частности, вернуть бадминтон на школьные уроки физкультуры и активизировать его развитие в вузах. Мы восстановили практику школьных спартакиад и уже второй год проводим турнир "Серебряный волан". Мы воспользовались своими правами страны-организатора Универсиады, которая пройдет в 2013 году в Казани, и заявили в ее программу бадминтон. Теперь нашим вузам волей-неволей придется вырабатывать систему подготовки спортсменов в своих стенах и их отбора в состав студенческой сборной России.
РГ : Вы участвовали в заседании Совета при Президенте РФ по развитию физической культуры и спорта. Какие решения были на нем приняты?
Шахрай : Пожалуй, важнейшее из них - решено создать рабочую группу по законодательному обеспечению развития спорта. У нас в прошлом году принят закон о спорте, он неплох по сравнению с предыдущим, но число нерешенных проблем в нем по-прежнему велико.
РГ : А бадминтон для вас - работа, хобби, общественная нагрузка или что-то другое?
Шахрай : Это "диагноз". Я впервые взял ракетку в руки 30 лет назад, когда учился в аспирантуре МГУ. И теперь если я два раза в неделю не схожу на тренировку, то я чувствую себя физически и духовно плохо. Но с другой стороны - это общественная нагрузка. Старые друзья воспользовались тем, что есть такой диагноз, и меня в это дело втянули, "втравили". Наверное, потом должен вырасти кто-то другой. Как я говорю - период локомотивов, когда во главе разных федераций стоят чиновники, депутаты, известные люди, он неизбежен, он полезен, но не может быть постоянным. В ноябре следующего года будет отчетно-выборная конференция НФБР и, если кто-то созреет, я с удовольствием отдам этот воз. Но вообще-то хочется до Лондона доработать, утереть азиатам нос и впервые принести России олимпийскую медаль. А потом можно уже и на покой.