31.10.2008 02:00
Общество

За период с 1999 по 2020 год "раковая смертность" возрастет в два раза

В онкоцентре имени Блохина ищут способ блокировать злокачественные опухоли
Текст:  Ирина Краснопольская
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4785)
Читать на сайте RG.RU

Рак особенно опасен тем, что, даже однажды уничтоженный, он умудряется через какое-то время возобновить свой рост и прорасти метастазами.

Но, похоже, теперь ученым удалось найти узду и на эту напасть. Об этом корреспондент "РГ" беседует с заведующим лабораторией клинической биохимии Российского онкологического научного центра имени Н.Н. Блохина РАМН членом-корреспондентом РАМН Николаем Кушлинским.

Российская газета: Николай Евгеньевич, несмотря на все достижения науки и практической медицины, раковый диагноз по-прежнему звучит как приговор. Никто не даст гарантии, что однажды удаленная опухоль через какое-то время не даст рецидива. А с рецидивом бороться сложнее, чем с первоначальной опухолью. Опухоли различной локализации дают различной локализации метастазы. Так, рак молочной железы чаще всего метастазирует в кости и лимфатические узлы. Рак толстой кишки и желудка - в печень. Рак почки - в легкие. Рак легкого - в мозг. При этом общепринятые схемы лекарственного лечения могут быть неэффективны. Но в последнее время...

Николай Кушлинский: Еще сто лет назад было отмечено, что в раковых опухолях происходит активное образование новых кровеносных сосудов. Но этому факту долгие годы не придавали особого значения. Лишь в последнее десятилетие он стал предметом пристального внимания ученых, исследователей. Оказалось, что опухоли, в которых замечено большое число кровеносных сосудов, отличаются особо агрессивным клиническим течением.

РГ: Что имеете в виду?

Кушлинский: Эти опухоли рано дают метастазы или возобновляют свой рост прямо на месте удаления. Именно это привлекло пристальное внимание экспериментаторов, которые стали проводить их сравнительные, биохимические и молекулярно-биологические исследования. Через много лет стало очевидным: в раковых опухолях повышен синтез белка, который стимулирует образование новых кровеносных сосудов. А новые сосуды способствуют распространению опухоли не только в окружающие ткани, но и в отдаленные органы. Задача ученых: научиться блокировать продукцию этого белка в опухолях.

РГ: Научились?

Кушлинский: После длительных экспериментов, исследований молекулярных биологов был синтезирован препарат, который блокировал продукцию этого белка. Причем препарат целенаправленно блокирует продукцию только белка в опухолях, не затрагивая сосуды здоровых органов и тканей. Питание опухоли нарушается, она лишается кислорода. Возникает состояние гипоксии опухоли, прекращается ее рост, и она гибнет. Этот эффект наблюдается не только при лечении первичной опухоли, но и при метастазах в отдаленных органах. Эти препараты относят к таргетным видам терапии.

РГ: Что значит слово "таргетный"?

Кушлинский: Таргетные препараты - это группа лекарственных средств, которые воздействуют целенаправленно на мишени в опухолевых клетках. А мишени - это молекулы, которые стимулируют рост и метастазирование раковых клеток.

РГ: Порой лечение злокачественной опухоли настолько тяжело для организма, что человек просто не в силах его пройти. Уж не говорю о том, что у многих меняется картина крови, выпадают волосы и так далее...

Кушлинский: Особенность препаратов, которые блокируют рост новых сосудов в опухоли, куда меньшая их токсичность. Они почти не влияют на сосуды здоровых органов и тканей. Наилучший эффект отмечен онкологами при сочетанном применении этих препаратов с классическими химиотерапевтическими.

РГ: Каждую публикацию о лечении, профилактике рака воспринимают с особым, я бы сказала, пристрастием: уж очень больная тема. Потому сразу спрошу: то, о чем мы сегодня говорим, - это реальность нашей онкологической помощи или пока журавль в небе?

Кушлинский: Препараты, о которых мы говорим, созданы зарубежными исследователями. Клинические испытания лекарства прошли успешно и за рубежом, и у нас. Все права на применение у них есть. Однако широкого применения ввиду их дороговизны пока нет.

РГ: А отечественные аналоги?

Кушлинский: Их нет. Хотя в наших лабораториях есть опытные образцы, которые по своей противоопухолевой эффективности даже превосходят зарубежные аналоги. Но все упирается в отсутствие отечественной фармацевтической промышленности. О ее необходимости много в последнее время говорится, но дальше разговоров дело почти не идет. Потому мы не можем пока похвастаться успехами в лечении онкологических заболеваний.

Справка "РГ"

Каждый год мир теряет почти 8 миллионов человек, которые становятся жертвами раковых заболеваний. По прогнозам Всемирной организации здравоохранения, "раковая смертность" за период с 1999 по 2020 год возрастет в два раза. У рака более 100 разновидностей. Чаще всего раковые "клешни" внедряются в легкие (1,3 млн человек), желудок (1,0 млн), в верхний пищеварительный тракт (0,9 млн, в основном в пищевод), в печень (0,7 млн). Один из главных факторов риска развития злокачественных новообразований - возраст. Двум из трех онкобольных больше 65 лет. И чем старше человек, тем больше шансов у рака. До 40 лет заболевает 1 из 58 мужчин, 1 из 52 женщин. В возрасте 40-59 лет - 1 из 13 мужчин, 1 из 11 женщин. В возрасте 60-79 лет - 1 из 3 мужчин, 1 из 4 женщин.

Здоровье Российская академия медицинских наук