Отвлечение оборотных средств из производственного процесса ведет к замедлению их оборачиваемости, что в целом снижает эффективность работы компании. В условиях финансового кризиса это просто непростительная роскошь. Однако если речь идет о переплате по какому-либо из налогов, то, судя по недавним разъяснениям специалистов минфина, следует семь раз отмерить, прежде чем вернуть свое "живыми" деньгами.
Налоговый кодекс позволяет налогоплательщикам, по тем или иным причинам переборщившим с уплатой налога, вернуть сумму излишка на свой расчетный счет либо зачесть ее в счет будущих платежей по этому или иным налогам (ст. 78, 79 НК). Правда, следует учитывать, что при наличии у компании недоимки образовавшаяся переплата прежде всего будет направлена на погашение таковой, и только в отношении оставшейся части налогового "излишка" фирме предоставлен выбор: возврат или зачет (п. 5 ст. 78 НК).
Как правило, налоговики всеми правдами и неправдами пытаются избежать необходимости возвращать из казны "живые" деньги. Если так сложилось, что налог уплачен в бюджет сверх меры, контролеры приложат максимум усилий, чтобы провести зачет переплаченной суммы в счет последующих платежей. Впрочем, предприниматели научились извлекать выгоду и из такой ситуации, увидев в ней неплохой способ "страховки" от иных претензий налоговиков.
Возможность использования налоговой переплаты как "подстраховки" базируется на правовой позиции ВАС, высказанной еще в 2001 году (п. 42 Информационного письма Пленума ВАС от 28 февраля 2001 г. N 5). Высшие арбитры тогда указали, что "неуплата или неполная уплата сумм налога" подразумевает под собой возникновение у налого-плательщика задолженности перед соответствующим бюджетом по уплате конкретного налога. В связи с этим в случае наличия переплаты, которая перекрывает недоплаченный налог и при этом ранее не была зачтена в счет иных задолженностей, ни о какой недоимке речи быть не может. Иными словами, состав правонарушения, предусмотренный статьей 122 Налогового кодекса, в подобной ситуации отсутствует, а значит, штрафные санкции и пени компании не светят. Данным правилом нельзя воспользоваться, если налоговый "излишек" образовался гораздо позже, чем сам долг. Тем не менее и при таких обстоятельствах все-таки есть возможность избежать уплаты штрафа. Для этого нужно соблюсти условия, которые приведены в пункте 4 статьи 81 Налогового кодекса. Как минимум найти ошибку и подать "уточненку" нужно до того, как налоговики обнаружат нестыковку или назначат выездную проверку. Кроме того, недостающую сумму налога и соответствующие ей пени следует уплатить еще до подачи "уточненки". Кстати говоря, данную операцию можно провернуть в один день, и это не будет считаться опозданием. Подтверждением тому может послужить постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 30 мая 2007 г. N Ф04-3574/2007(34903-А27-14).
Очевидно, что если неожиданно всплывет задолженность, то при наличии налоговой переплаты у фирмы гораздо больше шансов избежать штрафных санкций. Правда, поскольку зачет переплаты в счет предстоящих платежей может несколько спутать карты, многие предприниматели предпочитают придерживать налоговый излишек, не требуя ни зачета, ни возврата средств.
Между тем даже в период экономической стабильности далеко не каждая компания имеет возможность с легкостью отвлечь оборотные средства для "подстраховки" от возможных налоговых ошибок. Позволить себе такую роскошь можно лишь в том случае, если есть уверенность, что это не вынудит организацию прибегнуть к займам под большие проценты и искать другие внеплановые источники капитала. Во время же финансового кризиса в условиях острой нехватки денежных средств замораживать их часть на неопределенный срок и вовсе представляется нецелесообразным.
Но и возвращать переплату "живьем", чтобы 24 процента от ее суммы опять перечислить в бюджет в качестве налога на прибыль, тоже альтернатива не из приятных. А именно на таком порядке настаивает минфин в письме от 2 сентября 2008 г. N 03-11-04/2/130. Несмотря на то что данное творение главного финансового ведомства посвящено компаниям, применяющим УСН, его содержание в полной мере можно отнести и к тем фирмам, которые находятся на общем режиме налогообложения. В конце концов, "упрощенцы" учитывают доходы, руководствуясь как раз-таки "прибыльными" нормами Налогового кодекса.
Итак, в упомянутом письме финансисты пришли к выводу, что суммы переплаты по налогам, возвращенные из бюджета, компании и предприниматели на УСН должны учесть при расчете единого налога в составе доходов. В качестве аргумента финансисты привели тот факт, что доходы, которые "упрощенцы" не включают в налоговую базу, определяются исходя из положений статьи 251 Налогового кодекса (п. 1
ст. 346.15 НК). При этом поступления в виде сумм налоговой переплаты в данной норме главного налогового закона не упомянуты. К слову сказать, суммы возвращенного налога не поименованы и в статьях 249 и 250 Налогового кодекса, в соответствии с которыми плательщики "упрощенного" налога определяют доходы, учитываемые при налогообложении (п. 1 ст. 346.15 НК). Беда в том, что перечень доходов, приведенный в этих положениях кодекса, является открытым.
Однако, по мнению экспертов, данная позиция минфина более чем спорна. "Прежде чем обращаться к перечням учитываемых и не учитываемых при налогообложении доходов, минфину следовало бы заглянуть в статью 41 Налогового кодекса, - считает руководитель отдела "Практическая бухгалтерия" компании "Бератор" Игорь Нефедов. - По смыслу данной нормы доход у фирмы возникает только при определенных условиях: при получении экономической выгоды, которая влечет улучшение материального положения компании и поддается оценке в денежном эквиваленте, - поясняет он. - Но о какой экономической выгоде может идти речь, если к фирме просто возвращаются собственные средства, ошибочно попавшие в казну?"
Аналогичной точки зрения придерживается и член Научно-экспертного совета Палаты налоговых консультантов, генеральный директор консалтинговой группы "Экон-Профи" Марина Пархачева. "В общем случае перечисление обратно налогоплательщику сумм переплаты по налогам является всего лишь восстановлением его прав", - утверждает она.
Вместе с тем, по мнению эксперта, стоит иметь в виду, что иногда алгоритм действий, предложенный специалистами минфина, имеет право на существование. Речь идет о ситуациях, когда излишне уплаченные суммы налогов в свое время были учтены в расходах. "При таких обстоятельствах в целях соблюдения баланса интересов бюджета и налогоплательщиков возвращенные денежные средства все же необходимо включить в состав доходов", - констатирует Пархачева. Однако, отмечает она, это касается только тех налогов, которые признаются расходами по налогу на прибыль, как, например, налог на имущество или ЕСН.
Напомним, что Налоговый кодекс не позволяет учитывать в расходах ни единый налог, уплачиваемый на УСН, ни налог на прибыль (подп. 22 п. 1 ст. 346.16, п. 4 ст. 270 НК). Таким образом, если следовать логике экспертов, переплату, связанную с данными налогами, вопреки мнению минфина включать в состав доходов не следует.