Кражи черного и цветного металла стали настоящим бичом для энергетики, транспорта и ЖКХ. Почему не удается пресечь этот криминальный бизнес, разбиралась корреспондент "РГ".
На днях вновь был зафиксирован всплеск хищений крышек от канализационных люков. Уже 19 раз в этом году пострадали от расхитителей поставщики электроэнергии, общий ущерб которых превысил два миллиона рублей. Не прекращаются хищения на железной дороге. Так, по данным Западно-Сибирского УВД на транспорте на объектах железнодорожного хозяйства только за лето было украдено более ста тонн металла! Девять тонн рельсов со склада на станции Тогучин умудрился вывезти по ночам на садовой тележке один из местных жителей. Он складировал добычу прямо возле приемного пункта, а утром без всяких проблем сдавал ворованное. Почти тысячу противоугонов (деталей, которые удерживают рельсы при прохождении поездов на опасных участках) украли с путей трое молодых людей. Приемщика металла они без труда убедили, что сдают старые детали сельхозтехники. Почему сдать ворованный металл можно безо всякого труда, а пресечь деятельность нелегальных приемных пунктов не удается уже второй десяток лет?
- Когда наступила эпоха свободного предпринимательства, народ начал зарабатывать на всем, в том числе и на приеме металлолома, - вспоминает генеральный директор объединения "Новосибвторцветмет" Болеслав Кухтицкий. - Началась выдача лицензий, причем требования, которые предъявлялись к организациям по приему лома, постоянно менялись. Тогда же начали плодиться и нелегальные приемные пункты. Тем более что этому никто особо не мешал.
Сегодня требования к организациям, занимающимся скупкой лома, ужесточились. Получить лицензию на право принимать, например, лом черного металла, совсем не просто.
- Требования очень серьезные, - подтверждает коммерческий директор "Новосибирского вторчермета" Дмитрий Иванов. - Должно быть соответствующее оборудование: брикетировочный пресс, стружкодробильная установка, кран, весы, дозиметр, многое другое. Кроме того, персонал должен иметь соответствующие допуски. Все это строго отслеживается.
Деятельность пунктов контролирует и лицензирующий орган, а порой и милиция - когда поступает заявление о хищении металлоконструкций. Если украденное обнаруживается в приемном пункте, выясняется, кто его сдал - паспортные данные при приеме металла обязательно фиксируются, а сейчас стало появляться еще и видеонаблюдение.
Может ли приемщик отличить ворованный металл от обычного лома? В правилах записано, что запрещается принимать промышленные отходы, но формулировки довольно расплывчаты. Хотя понятно, что если на пороге приемного пункта возникает желающий сдать крышку канализационного люка, трудно предположить, что он нашел ее на свалке.
УВД выпустило специальные плакаты, где изображены все виды крышек люков, сливных решеток и прочего, что принимать строго запрещено. Милиция вполне может организовать "контрольную продажу" - кто-то из сотрудников приносит крышку под видом простого сдатчика, и если его принимают, то потом гарантированы неприятности. Поэтому официальные предприятия по сбору вторсырья с криминальным металлом предпочитают не связываться.
Но нелегальные приемщики относятся к происхождению лома куда более терпимо. Их волнует только прибыль.
- Сегодня металл принимают в любом населенном пункте, - говорит Дмитрий Иванов. - Даже если это деревня, в которой стоят четыре дома, то в одном из них принимают лом. Такой бизнес развит в сельской местности, в маленьких городках, там, где легальных приемщиков просто нет. И все об этом знают…
Но затем, собрав определенное количество металла, нелегал везет сдавать в лицензированный приемный пункт. В тот самый, где на стене висят плакаты с изображением запретных крышек, а сотрудники отлично осведомлены, что промышленный лом можно принимать только с документами об его списании. Тем не менее каким-то образом в легальную сеть попадают и крышки люков, и обрезки рельсов. Возможно, дело в том, что такой металл является самым качественным, и его любой комбинат берет его влет. Ради этого приемщики и идут на риск, стараясь как можно скорее загрузить его в вагон, после чего происхождение металла уже никого не волнует.
- Борьба с нелегалами - все равно, что с ветряными мельницами, - констатирует Болеслав Кухтицкий. - Накроют, закроют, составят акт, в худшем случае оштрафуют. Но штрафы до смешного малы, а прибыль хорошая. Закроют пункт - на следующий день он снова открывается.
Но именно сейчас положение стало меняться. Из-за рыночных колебаний резко упала цена металлолома. Еще недавно в пунктах приема медь покупали по 130 рублей за килограмм, а сегодня - по 30. Ситуация с черным металлом впечатляет еще более - с начала сентября цена обвалилась с восьми до полутора тысяч рублей за тонну. То, что не смогла сделать милиция, возможно, удастся невидимой руке рынка, и кражи металла прекратятся сами собой.
Справка "РГ"
На середину 2008 года в Новосибирской области лицензию на прием и переработку лома цветных металлов имели около 50 организаций, черных металлов - примерно столько же. У многих из них имеется сеть приемных пунктов, общее количество легальных точек, где можно сдать лом, достигает 200.