31.10.2008 02:00
Культура

Уникальный музей гравюры в Ирбите встречает столичных гостей

Шедевры уральского музея восхищают столичных специалистов
Текст:  Марина Порошина (Ирбит)
Российская газета - Урал: №0 (4785)
Читать на сайте RG.RU

Вчера в Ирбитском государственном музее изобразительных искусств открылась выставка, на экспонаты которой не только пришли посмотреть горожане, но и приехали представители лучших музеев страны: Русского музея, Эрмитажа, Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина.

- Выставочная программа включает в себя две экспозиции - "Дар Русского музея" и "Спасенные сокровища", - рассказывает директор Ирбитского ГМИИ Валерий Карпов. - Первая состоит из экспонатов, подаренных Ирбиту около 30 лет назад руководством Русского музея Санкт-Петербурга. В нее входят 75 полотен русской графики XIX - начала XX веков, а также работы знаменитых русских живописцев Репина, Серова, Поленова, Мясоедова и других. Вторая является своеобразной ретроспективой европейского художественного искусства XVI-XX веков.

Кроме того, пройдет семинар по вопросам научного исследования, описания, хранения и реставрации художественных произведений в музеях России.

На учебу в неблизкие от столицы края специалисты приехали неслучайно. Во-первых, Ирбитский музей - единственный в России, специализирующийся на гравюре и рисунке. Здесь хранятся подлинники работ Гойи, Рембрандта, Ван Дейка, "французская коллекция", собранная уральцами, считается наиболее полной в России. Самый старый лист в коллекции музея датирован 1505 годом.

А во-вторых, и дары, и спасение подаренного от неминуемой гибели на протяжении тех самых 30 лет организовывал лично Валерий Карпов - человек в музейном мире столь же легендарный, как и его собрание мировых шедевров.

Вот история лишь одного из подарков. Однажды в Музее изобразительных искусств Валерию Андреевичу разрешили порыться в шкафу, где были свалены "отбракованные" листы графики всех времен и народов, предназначенные для архива в Загорске. Там бы, скорее всего, они и кончили свой век. Карпов отобрал для своего музея более 500 листов - рваные, грязные, покрытые плесенью, они расползались в руках.

Карпов для "своих" гравюр нашел-таки реставраторов. И оказалось, что один из листов - это "Поругание Христа. Увенчание тернием" французского мастера Франсуа Ланго. Гравюра выполнена по мотивам живописного оригинала Ван Дейка, который находился в Берлинском Фридрихмузеуме и погиб во время бомбардировки в феврале 1945 года.

Это единственный в мире экземпляр гравюры, сделанный из девяти досок. Искусствоведы назвали обретение гравюры "открытием века", и теперь она - жемчужина ирбитской коллекции и предмет зависти столичных музеев.

Свердловчанам за свой всемирно знаменитый музей не стыдно: сегодня его фонды насчитывают почти 12 тысяч единиц хранения, а после недавно проведенного ремонта появились выставочные площади и система охраны, отвечающие современным мировым музейным стандартам.

Если все пойдет по плану, то уже в будущем году Ирбитский государственный музей изобразительных искусств первым в мире начнет демонстрировать графические листы постоянно, не пряча их в запасники. Это станет возможным благодаря современной оптико-волоконной линии, которая обеспечит самое комфортное для графических работ освещение - обычный дневной свет для хрупких листов вреден, от него они и отдыхают в запасниках, недоступные зрителям.

Оборудование будет установлено в здании музея за счет средств областного бюджета. Чем не пример для других родственных организаций региона.

Музеи и памятники Свердловская область Урал и Западная Сибирь