Сегодня в России жить не скучно. Ситуация в экономике меняется так стремительно, что анализируешь уже не события месяца, даже не недели, а каждого дня. И все отчетливее понимаешь, что решить возникшие проблемы в банковской сфере, на фондовых биржах, в промышленности невозможно без ответа на вопрос: "Все это - результат занесенной к нам инфекции с мировых рынков или все-таки есть и элемент самозаражения?".
Пока исчерпывающего ответа нет. Но, думаю, Послание президента Федеральному Собранию и здесь расставит все точки над i.
Почему это так важно? В обществе, отчасти и во власти достаточно прочно утвердилось мнение, что все проблемы спровоцировала некая зараза, проникшая с Запада. А поскольку наше проникновение в глобальную экономику еще не столь глубоко, то мы сейчас эту ситуацию быстренько подправим, и все будет "в шоколаде". Видите, она вроде бы уже начала немножко улучшаться. Российские фондовые индексы на прошлой неделе росли несколько дней подряд, а в четверг даже отскочили вверх на 14-19 процентов. Так что скоро мы вернемся к стабильности, которая у нас была год назад.
Однако это, на мой взгляд, только часть проблемы. К сожалению, у нас есть и собственные "болячки", которые копились все последние годы. Сейчас они обострились. Это очень хороший повод заняться самолечением, обратить внимание на то, что не доделали, сформировать собственную повестку дня, которая, увы, будет достаточно острой и обширной.
Напомню свою публикацию в "Российской газете" в июне прошлого года, которая была связана с тем, что в стране вдруг резко подорожала капуста - сразу на 20 процентов. И я написал тогда, что надо обратить внимание на этот, казалось бы, небольшой факт. В итоге с лета 2007 года мы наблюдаем рост инфляции, которая оказалась существенно выше, чем планировали. В этом году она будет еще больше.
О чем это говорит? Восходящие тенденции, которые радовали нас с 1998 по 2007 годы, сбились с курса. И неукротимая инфляция, возникшая еще до мирового кризиса, выполняет роль уже не звоночка, а громогласного набата, который предупреждает нас - надо срочно принимать меры. Почему именно инфляция? Потому что рост цен в России связан с крайней монополизацией экономики, которую мы не смогли преодолеть. Более того, она усилилась. И свою лепту внесла расползающаяся по всем щелям коррупция. Не случайно президент Дмитрий Медведев одним из первых своих указов объявил о разработке антикоррупционного плана.
Растущая инфляция сигнализирует и о том, что продолжает увеличиваться наша нефтегазовая зависимость. Если в начале 2000-х годов нефть стоила 20 долларов за баррель, то в этом - дошла уже до 140 долларов, а сейчас балансирует на отметке 60 долларов за баррель. Значительно подорожал и газ. По цепочке эти цены отразились в конечных продуктах - от хлеба до стальных труб. Что, впрочем, вполне закономерный процесс. Но его усугубила наша успокоенность, расслабленность. И заявленная еще в начале 2000-х годов диверсификация экономики так, к сожалению, и не была реально проведена. Это сочетание внешней неудовлетворительной конъюнктуры и собственных нерешаемых и нерешенных проблем создает, как мне представляется, большую опасность для дальнейшего благополучного развития экономики страны.
При спокойном мировом фоне наши системные болезни до поры до времени "спали". Но как только он изменился, заявили о себе в полную силу. Вспомните, как вдруг подорожали на зарубежных рынках молоко, масло, зерно. На то были разные причины. Но наши цены на продовольствие отреагировали на это в усиленном режиме. У российского сельского хозяйства, торговли в нынешнем их состоянии нет иммунитета против внешней инфекции.
Потом до России докатились волны мирового финансового кризиса. Падение котировок наших ценных бумаг оказалось самым большим в мире. Начался массовый отток капитала, причем в течение очень короткого времени. Если в первой половине этого года был приток примерно 60 миллиардов долларов, то по итогам трех кварталов - почти ноль. А четвертый квартал, видимо, принесет итоговый отток капитала за год в 20-40 миллиардов долларов. Причем давайте признаем, что уходят не только западные деньги, но и российского бизнеса.
Теперь посмотрите, что начинает происходить уже в реальном секторе нашей экономики. Мы с вами знаем о проблемах с ликвидностью. О том, что очень сложно сейчас получить кредиты на открытие своего дела, найти инвестиции на какой-то крупный проект. На предприятиях начались увольнения, людей отправляют в административные отпуска. Мы видим проблемы, возникшие в розничной торговле, которой не хватает средств, чтобы купить у оптовиков товары.
Государство сейчас старается дополнительными финансовыми вливаниями оживить кредитные линии. Но, видимо, пришло время для системных решений. Как известно, 1 октября правительство, несмотря на докатившийся до нас мировой финансовый кризис, в основном одобрило проект долгосрочной программы социально-экономического развития страны до 2020 года. И это политически правильно. Именно сложная ситуация диктует необходимость принятия долгосрочных стратегических решений: извлечения уроков из того, что сделано и не сделано, выстраивание планов, которые могут нас вывести на новую, инновационную, траекторию развития.
Теперь идеи, заложенные в "Концепции-2020", видимо, должны быть конкретизированы и взаимоувязаны. Пока это только проект. И он, на мой взгляд, страдает разрозненностью. Нашли способ, как решить проблему, допустим, по нынешним пенсионерам. Их пенсии будут существенно увеличены. Но за счет чего? За счет повышения размера совокупных страховых выплат, которые возложили на бизнес. А что взамен получат предприниматели? Им обещают снизить налоговую нагрузку по другим каналам. По каким? Пока не ясно. И неудивительно, что бизнес нервничает. Значит, его надо как можно быстрее успокоить, чтобы он знал - хуже его положение не станет.
Нет комплексного решения и по тому, как будут развиваться регионы. Сегодня в экономическом и социальном плане они продолжают "разбегаться". 1 января 2009 года заканчивается реформа местного самоуправления, которая разделит полномочия между региональной, федеральной и местной властями. Но, как показывает анализ, накопилось много проблем, особенно с финансовой обеспеченностью этих полномочий, с административным разграничением территорий.
Я обозначил только некоторые направления, которые нуждаются в уточнении и стыковке. "Концепция-2020" - принципиальный и очень важный для развития страны документ. Не исключаю, что потребуется дополнительное обсуждение основных ее позиций в экспертных, политических и профессиональных кругах. Отчасти это делается, но, на мой взгляд, недостаточно.
Таким образом, в повестке дня возникает еще один вопрос. Процедура принятия консолидированных решений, которые помогут нам не только справиться с нынешней непростой ситуацией, но и дать России шанс стать одним из мировых лидеров.