06.11.2008 02:00
Культура

Продюсер Сергей Кушнерев: Программа "Жди меня" выходит на международный уровень

Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №0 (4787)
Читать на сайте RG.RU

Главного редактора телекомпании "ВИD", продюсера Сергея Кушнерева зрители не знают в лицо. Но его программы "Жди меня", "Последний герой" и другие всем хорошо известны

Успех телепрограммы в первую очередь достается ведущему. Имена других соавторов удачного проекта зрители узнают раз в году из списка лауреатов премии ТЭФИ.

Сергей Кушнерев не раз получал и бронзовую статуэтку Академии российского телевидения, и призы на международных фестивалях, но лучше всего чувствует себя за кадром. Профессия такая - быть живой, воплощенной "фабрикой звезд", оставаясь в тени тобой же взращенных знаменитостей...

Куда уж невероятнее?

- Премьера этой осени - ваш новый цикл фильмов "Невероятные истории про жизнь" - не осталась незамеченной. Насколько я понимаю, идея выросла из программы "Жди меня". Но ведь "Жди меня" - это и есть невероятные истории про жизнь...

- "Невероятные истории...", действительно, обязаны своим рождением программе "Жди меня". Но не только ей - и "Взгляду" с Бодровым и Любимовым, и программе "Другая жизнь", которую мы делали с Галиной Борисовной Волчек и Чулпан Хаматовой... Что же касается "Жди меня", один из самых сложных вопросов для нас - как избежать эффекта привыкания, учитывая, что вышло уже более четырехсот выпусков программы, и рассказали мы в них несколько тысяч историй? Перефразируя известную мысль, драма одного человека - трагедия, драма миллионов - статистика. Вот тут очень важно, чтобы глаз не замылился - ни у нас, ни у зрителей. Мы часто об этом говорим после съемок. С одной стороны, хочется на какой-то истории остановиться, разобраться в ней поглубже. С другой стороны, это не всегда реально, учитывая, что очередь в программу "Жди меня" - почти полтора миллиона человек, и времени всегда не хватает. А жанр кино дает возможность "крупного плана", возможность сфокусироваться на одной истории и рассказать ее по-настоящему, ничего ни у кого не отбирая. Я искренне благодарен Первому каналу за то, что там нашли место в сетке для этого проекта. К сожалению, в силу целого ряда обстоятельств он пока по сетке немного "гуляет", но и рейтинги, и пресса, и интерес к этим фильмам со стороны уже двух зарубежных телеканалов нас обнадеживают. В ближайшие среды, в 22.30, должны быть показаны две очередные серии, а еще восемь сейчас снимаются для нового сезона...

О Сергее Бодрове

- Я вижу у вас на стене портрет Сергея Бодрова. Кем он для вас был?

- Для меня он - один из тех совсем немногих, кого называют лучшими друзьями. Его сын, "нулеклассник" Саша, - мой крестник. Его жена Светлана, с которой мы вместе работаем над "Жди меня", и его дочь, талантливая девочка, отличница Оля, - тоже одни из самых близких для меня людей. К сожалению, почти все, что о нем написано и снято, не имеет никакого отношения к тому Сереже, которого знали мы. По крайней мере я так думаю. Мы с его женой Светой договорились, что когда-нибудь сами сделаем о нем кино или книгу. Но это время еще не пришло.

Вопрос не по адресу

- Очередной выпуск реалити-шоу "Последний герой" еще не вышел в эфир, но вокруг него уже разразился громкий скандал. Двое участников проекта, артист Никита Джигурда и писатель Виктор Ерофеев, попав, как они говорят, в "условия концлагеря", с возмущением покинули место съемок и обвинили организаторов в пропаганде фашизма. Так что там случилось?

- Вопрос не ко мне. Я этим проектом уже не занимаюсь.

- Но как главный редактор телекомпании "ВИD" вы за этот проект отвечаете?

- Нет. Мы выпускали программу "Последний герой" пять сезонов, потом сделали проект "Сердце Африки", который, на наш взгляд, должен был стать продолжением этой истории. К тому выпуску "Последнего героя", который интересует вас, ни я, ни телекомпания "ВИD" отношения не имеем. Этим сейчас занимается другая компания.

- И все же, поскольку до сих пор этот проект делали вы, не могу не сказать: экстрим "Последнего героя", на мой взгляд, пробуждает в телезрителях темные, низменные инстинкты.

- Я с вами абсолютно не согласен. В самой идее телевизионной игры на тему выживания на необитаемых островах нет ничего такого, что пробуждало бы темное или низменное начало в человеке. От того "экстрима", который вы имеете в виду, мы всеми силами старались уходить. Например, в одном из американских выпусков аналогичной программы - она снималась в Африке - участники состязания должны были на скорость выпить по стакану бычьей крови, в тамошних племенах это практикуется... Некоторые наши режиссеры говорили: "Это будет так эффектно смотреться..." Но мы от этого категорически отказались - чтобы избежать любых "темных" параллелей, неприемлемых для русского менталитета.

- Участники шоу "Последний герой" в известном смысле пьют кровь друг друга. Это, по-вашему, лучше?

- Что вы имеете в виду?

- А то, что они сбиваются в группировки, плетут заговоры против кого-то, предназначенного на "съедение", частенько ведут себя вероломно, иной раз откровенно подличают и готовы любой ценой добиваться успеха.

- У меня такое впечатление, что мы с вами смотрели какие-то разные проекты... На мой взгляд, основные душевные силы участников "Последнего героя" (я, естественно, могу говорить о тех выпусках, которые уже вышли) уходили как раз на то, чтобы НЕ подличать, НЕ лицемерить, НЕ плести заговоры, но напротив - даже в тех довольно жестких условиях, которые оговорены правилами, сохранить человеческое лицо. А от съемочной группы не меньшие душевные силы требовались, чтобы, оставаясь в рамках лицензии, сделать проект более теплым, более человечным. Мы сознательно выбирали таких ведущих, которые никогда не стали бы вести безнравственную программу... Ни Бодров, ни Певцов, ни Домогаров, ни лауреат премии "Оскар" Владимир Валентинович Меньшов... Они просто плюнули бы и ушли. Мы ведь искали не столько ведущих, сколько людей, которые могли бы стать, извините за громкое слово, совестью этого проекта. Как получалось - судить зрителям. Но, думаю, не случайно в "Последний герой" сразу же стали играть дети - и, кстати, играют до сих пор. Детей не обманешь. Еще раз хочу сказать: к нынешним съемкам "Последнего героя" я отношения не имею, поэтому продолжать эту тему мне трудно.

Подводная часть айсберга

- Программу "Жди меня" я, признаюсь, предпочитаю "Последнему герою". Расскажите о том, чего не видит зритель. О подводной части айсберга. Иначе говоря, о подготовительной работе. Титанической, как можно догадываться.

- Соотношение между подводной и надводной частью вы представляете себе?

- С точностью - нет. Но понимаю, что подводная часть огромна.

- В каждом выпуске программы происходит в среднем три, четыре, пять встреч. За месяц - не больше двадцати. А находим мы за месяц две - две с половиной тысячи человек. Вот это и есть соотношение между надводной и подводной частью айсберга. Один к ста.

- Специально под программу "Жди меня" вы, я знаю, создали Национальную службу взаимного поиска людей. Как работает эта система?

- Все основано на двух простых законах. Первый: все люди в мире знакомы максимум через пять человек... Это открытие не наше, но мы первыми использовали его на практике. И вторая закономерность, обнаруженная уже нами: на каждые 200-250 человек в России приходится один, которого кто-то ищет. Это означает, что если вы зашли в магазин, где находится одновременно тысяча человек, то в этой толпе есть примерно четверо, которых ищут, любят и ждут. Если вы живете в небольшом поселке, где все население - тысяч пять, среди ваших соседей почти наверняка есть человек 20-25, которых через программу "Жди меня" разыскивают родные и близкие.

- Как же тех, кого ищут, вычленить из толпы?

- Идея когда-то родилась из разговора с Чулпан Хаматовой - она рассказала, как они потерялись с хорошей подругой, а потом случайно встретились на вокзале. И так обрадовались, что забыли обменяться адресами. А через пару лет опять совершенно случайно увидели друг друга в толпе - и опять про адреса забыли. "Если бы знать, где и когда мы в следующий раз встретимся", - сказала тогда Чулпан. Уникальная база данных, в которую занесено уже более полутора миллионов обращений в программу "Жди меня", - это как раз и есть возможность встретиться, не завися ни от времени, ни от пространства. Во-первых, если люди одновременно ищут друг друга, это становится ясно практически мгновенно. А кроме того, с помощью этой базы можно понять, кого ищут практически в любой деревне, в любом районе, любой стране мира (примерно треть наших поисков приходится на зарубежные страны). Например, мы легко вам назовем, кого конкретно ищут на улице, где вы живете... А дальше - сотрудничество с местными газетами, региональным телевидением, органами социальной защиты и здравоохранения... И, конечно, с милицией - кстати, буквально на днях руководством департамента уголовного розыска МВД России поддержано наше предложение о создании специальной оперативной группы, которая занималась бы самими сложными поисками по обращениям зрителей в программу "Жди меня". Обязательно нужно отдать должное и нашим добровольным помощникам, а их у нас уже больше двух тысяч - этим отзывчивым, бескорыстным людям, среди которых есть и почтальоны, и врачи, и те же милиционеры, и студенты, и пенсионеры. Есть даже вице-мэр одного не самого маленького города. Огромную роль играют и просто зрители, их помощь в наших поисках неоценима.

Одно из достижений этого года - новый, международный, формат "Жди меня": в дополнение к той передаче, которую видят все, он включает что-то вроде "местной вкладки". На Украине, например, программа "Жди меня" стала на полчаса длиннее - за счет телемостов между Москвой и Киевом, которые мы делаем вместе с нашими киевскими партнерами специально для телезрителей Украины. Надеюсь, этот путь заинтересует и Казахстан, и Белоруссию, и Германию, и крупные регионы России - получается гораздо эффективнее, чем просто попытки скопировать "Жди меня" у себя...

Ну а самый главный секрет - люди, вместе с которыми мы работаем. Перечислить всех здесь не могу, но мы теперь делаем это в титрах. Спасибо им!

- И как вы всем этим оперируете для поиска?

- Каждый раз - по-разному. Универсальных рецептов нет. Только один пример. В киоск "Жди меня" на Казанском вокзале пришла женщина, которая ничего о себе не помнила. Вообще ничего. Ни о себе, ни о своих близких, ни о том, как попала в Москву и откуда. Ей казалось, что она приехала встречать сына из армии. Документов у нее при себе не было, был только карманный календарик - такой самопальный, дембельский, с фотографией какого-то молодого человека. По этому календарику удалось установить номер воинской части, где он был выпущен. Расспрашивая тех, кто служит там сейчас, выяснили фамилию молодого человека с фотографии - сам он уже давно демобилизовался. А когда проверили его фамилию по нашей базе данных - оказалось, что этот молодой человек сам обратился в "Жди меня" - у него пропала мать: ушла из дома и исчезла. Оставалось показать ему фото женщины, которая пришла в наш киоск с полной потерей памяти, чтобы он узнал в ней свою пропавшую маму... Как вы понимаете, без нашей базы данных вся эта цепочка просто не сработала бы...

- Судя по всему, "Жди меня" - передача весьма затратная...

- Безусловно - ведь на одну показанную встречу приходится больше ста, которые так и остаются за кадром. Но если бы мы искали не всех, а только тех, кто "нужен" для передачи, - тогда того, что привыкли понимать под названием "Жди меня", просто бы не было...

"Они должны вызывать сочувствие"

- Список людей, нашедших друг друга, каждый день пополняется, и этот список огромен. Но не каждая история годится для эфира. По какому принципу отбираются герои?

- Они должны вызывать как минимум сочувствие. А лучше - если еще и интерес, и симпатию... Это главный принцип (кстати, тот же, что мы использовали в "Последнем герое"). Все остальное не так важно.

"Страну делает страной то, что ее объединяет"

- Чем вы объясняете сегодняшнее засилье на ТВ глупой, пошлой развлекухи? Телесообщество ведет себя, как барин, который скармливает своим холопам то, что сам никогда не станет есть. Вы сами-то телевизор смотрите?

- Все программы, которые мы делаем, я с некоторым трепетом смотрю в эфире, хотя, как вы понимаете, вижу их до этого. И дома у меня смотрят, и мама моя, и друзья... И у Кваши дома то же самое, и в театре... На днях, например, он мне гордо говорил о том, с каким восторгом отзывались о "Невероятных историях" Валентин Гафт и Сергей Гармаш. И многие люди, которых я знаю, точно так же, трепетно, относятся к программам, которые делают они... И я их за это искренне уважаю, даже если мы не совпадаем во вкусах или взглядах. Так что обвинять нас всех в том, что мы пуляем то, что делаем, куда-то в пустоту, для каких-то абстрактных бессловесных зрителей, все же не стоит. К сожалению, если просто включить телевизор, действительно, довольно часто возникает ощущение, что тебе что-то, как вы выразились, "скармливают". Но если уж смотреть правде в глаза, началось-то все с газет... Бульварная пресса возникла еще тогда, когда для телевидения - всего телевидения, а не какого-то одного канала - нормой были передачи Сергея Петровича Капицы, Николая Николаевича Дроздова, Юрия Сенкевича, Владимира Ворошилова... Да и сегодня в газетах тоже часто пишут такое, что авторы этих публикаций едва ли станут читать сами. Во всяком случае, даже если их эти темы и интересуют, признаться в этом они, скорее всего, постесняются...

В последнее время часто говорят: "Мы делаем такое телевидение и такие газеты, каких от нас хотят". Я думаю, это заблуждение. Люди-то отношение к себе чувствуют и, как выясняется, довольно часто хотят чего-то совсем другого... Точных цифр я не знаю, но думаю, что телевизор в последние годы стали смотреть меньше, а уж газет-то большинство моих знакомых и вовсе давно не читает... И это, скорее, наша общая беда. Это плохо не только для телевидения или для газет... Это плохо и для страны. Потому что страну делает страной то, что ее объединяет. Кстати, одна из самых точных, на мой взгляд, публикаций о программе "Жди меня" называлась "Нация объединяется по понедельникам".

Но я оптимист - и в отношении телевидения, и в отношении газет. Наверное, надо было пережить и это. Я верю, что все опять только начинается.

О Сергее Кушнереве и его передачах

Сергей Бодров:

"...Когда мы с моим другом Сергеем Кушнеревым обсуждали проект "Игра в жизнь", похожий на "Последнего героя", мы пришли к выводу, что существует два типа телевидения. Можно делать людей хуже, чем они есть, а можно - лучше. Нам хотелось увидеть наших героев как раз в их лучших проявлениях..."

Галина Волчек:

"Жди меня" - это одна из самых чистых программ на телевидении".

Игорь Кваша:

"Он мне понравился сразу... Кушнерев талантливый человек, у него много идей. С ним всегда интересно. Я рад, что нас свела жизнь".

Чулпан Хаматова:

"Продюсер программы "Жди меня" Сергей Кушнерев - один из самых близких людей в моей жизни..."

ТВ и сериалы