06.11.2008 03:00
Экономика

Яков Миркин: Мировая финансовая система требует срочного лечения

Мировая финансовая система требует срочного лечения
Текст:  Яков Миркин (директор Института финансовых рынков Финансовой академии, профессор)
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4786) Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4788)
Читать на сайте RG.RU

Одной из задач, которую обозначил президент Дмитрий Медведев в своем Послании, является участие России в радикальном реформировании мировой экономической финансовой системы. Какие действия в связи с этим можно ожидать от России?

Понятно, как и большинство стран с развивающимися рынками, она будет добиваться нового порядка принятия решений в Международном валютном фонде (МВФ) и Всемирном банке (ВБ). Сегодня в этих институтах - налицо доминирование США. Этих перемен будет очень сложно, почти невозможно добиться, поскольку "контрольный пакет акций" и МВФ, и ВБ находится у США и других крупнейших индустриальных стран. В связи с этим прогнозируется появление локальных многосторонних финансовых структур, которые частично будут замещать функции МВФ. В среднесрочной перспективе такие структуры могут возникнуть в рамках "двадцатки", стран БРИК, или других объединений стран "по интересам". Прежде всего речь идет о развивающихся экономиках - они-то и попытаются принять на себя часть функций МВФ, связанных со спасением национальных экономик. Для этого может быть проявлен интерес к созданию некоего объединенного фонда, средства которого будут направляться в "горячие точки" на погашение финансовых пожаров. Кроме того, чтобы уйти от однополярного финансового мира, сконцентрированного в Лондоне и Нью-Йорке, в рамках "двадцатки" или стран БРИК возможно и создание нового международного рейтингового агентства, находящегося в собственности группы стран. Такие частные агентства-олигополии англосаксонского мира, как Moody s, Standard&Poor s, уже дважды доказали свою неэффективность в оценке глобальных рисков (азиатский кризис 1997 года, финансовый кризис 2007-2009 годов).

Еще одно направление, в котором Россия попробует добиваться результатов, - создание более жесткой структуры наднационального регулирования финансовых рынков, которые сейчас страдают от спекулятивных атак, финансовых инфекций, манипулирования хедж-фондов и других глобальных игроков. Однако для этого потребуется расширить систему международного права, охватив многосторонними отношениями такие области, как раскрытие информации об операциях на глобальных рынках. К примеру, крайне непрозрачен сегодня огромный внебиржевой оборот, в котором задействованы хедж-фонды и другие трастовые структуры. Расширение международного законодательства, направленное на развитие управления рисками, в свою очередь потребует присоединения к известному Базельскому соглашению новых соглашений, покрывающих риски всего финансового сектора, а не только банков. К сожалению, система базельских соглашений оказалась "узкой", не способной предотвращать глобальные финансовые риски. Столь же "узкой" проявила себя и система раскрытия информации, оценивающая финансовую стабильность в рамках МВФ и Банка международных расчетов в Базеле.

По аналогии с международным законодательством в области борьбы с "грязными" капиталами и противодействия финансированию терроризма необходимо также создать международную организацию наподобие "Трансперентед Интернешнл", которая так же эффективно противодействовала бы широко распространенной практике манипулирования, инсайдерской торговли, спекулятивных атак на финансовых рынках отдельных стран.

Макроэкономика Всемирный банк (ВБ) МВФ