06.11.2008 02:15
Культура

Анжелика Алсаткина поразила Иркутск своим этническим дизайном

Персональная выставка Анжелики Алсаткиной открылась в Иркутске
Текст:  Елена Вторушина (Иркутск)
Российская газета - Неделя - Прибайкалье: №0 (4787)
Читать на сайте RG.RU

Анжелика Алсаткина - дизайнер, архитектор и художник из поселка Усть-Ордынский привезла свои работы в Иркутск.

Выставочный зал областного центра народного творчества и досуга, уютная "коробочка", как будто специально создан под эти экспонаты: деревянные стены и изделия из природных материалов сочетаются идеально.

Онгоны - своеобразные "иконы" с объемными деревянными ликами духов, оберегающих дом - в раме из состаренных деревяшек на фоне горизонтально и вертикально выложенных тальниковых прутов кажутся очень простыми в изготовлении.

- Это умышленно сделано, - щедро делится  Анжелика профессиональными секретами. - То, что создала природа, не перепрыгнуть никакому художнику. Простота, примитивизм, наивность трогает души людей, кажется таким родным. Наверное, поэтому в традиционных бурятских жилищах могло находиться до полусотни онгонов. Буквально на каждой стене!

Непростая задача, которую всегда ставит перед собой эта самобытная художница, внести в произведение свое видение и не загубить природное - традиционно с блеском решена. Прямые параллельно закрепленные пруты тальника - дань архитектурному образованию, а силуэт духа из осиновой коры отражает видение сказочного в повседневном.

- Кора деревьев, бросовый для многих материал, это все равно как облака, - любовно прикасается она кончиками пальцев к фигурке. - Чем дольше смотришь, тем причудливее образы рождаются в голове.

Инсталляция  (кстати Алсаткина не очень любит это слово. - Авт.) из кожи, меха, дерева и металла - предмет далеко не утилитарный. Ее даже просто так и не поставишь посреди холла, смотреться не будет. Это все равно, что шаманский бубен повесить на пластиковую стену. Произведению искусства необходимо достойное окружение, свой стиль. Так же как и светильнику, абажуром для которого служит бычья кожа, выделанная до прозрачности. Одно слово - этнический дизайн.

В особом почете у мастерицы конский волос и войлок. Композиция из головы быка, мифического Буха-нойон, завораживает не меньше чем та что рядом - из настоящего черепа. Бык - тотемный первопредок бурят пришел из детских снов:

- Этот сон я помню всю жизнь, - поведала Анжелика. - Огромный бык с пятиэтажный дом, который почему-то облизывал мои руки. И войлочного Буха-нойона я сделала этими самыми руками.

Посетители как завороженные подходят к экспонатам вплотную, прикасаются, гладят звенящую натянутую кожу, гладкие хвостики из конского волоса, отполированное временем и руками дерево. Смотрительница зала, кинувшаяся было поначалу привычно одергивать - трогать ничего нельзя - поняла, что запрещать прикасаться к мифам бесполезно. По крайней мере, на этой выставке, до 16 декабря.

Иркутский областной центр народного творчества и досуга
Ул. Свердлова, 18 "А" 

Арт Иркутск Восточная Сибирь