Трое подростков, оставшихся без попечения родителей, зачислены воспитанниками в расквартированную в Курске войсковую часть.
Теперь в нынешнем году их восемь - сынов отдельной бригады химической защиты. Пополнение составили Андрей Рюмшин, Ярослав Чернышев, переведенные из курского детдома, и Игорь Скороход, проживавший в Глушковском районе под опекой у дяди.
Парни надели военную форму и быстро освоили обычный для воспитанников бригады распорядок жизни. Основная их обязанность, рассказывает корреспонденту "РГ" начальник отдела образования, опеки и попечительства над несовершеннолетними администрации Центрального округа Курска Мария Бикмухаметова, - продолжать учебу. Щеголяя военной формой и выправкой, каждый день уходят на занятия в расположенную по соседству городскую 17-ю школу. Живут в казарменных условиях, однако имеют отдельные от солдатских спальный корпус, библиотеку, помещение для самоподготовки, тренажерный зальчик и даже, извините, собственный туалет. Питаются в солдатской столовой, но по усиленному варианту - к стоимости ежедневного воинского "меню" город добавляет по 30 рублей на каждого подростка.
Но это, подчеркивает моя собеседница, не просто обучение в общеобразовательной школе с проживанием в войсковой части. Это и школа армейской жизни, делающая из подростков настоящих мужиков, приучающая их к дисциплине. Военные работают с воспитанниками как с собственными детьми. Официальным представителем интересов "сынов бригады" является командир части полковник Олег Касаткин. Ими занимается заместитель командира по воспитательной работе подполковник Марат Назмеев. И закреплены два воспитателя - старший сержант Олег Переверзев и ефрейтор Алексей Шеполухин, которые ни на минуту не оставляют своих подопечных без пригляда, сопровождают на занятия в школу и обратно, да и в ту же столовую. И вообще организуют их жизнь в бригаде. Подъемы-отбои, зарядка, спортивная и, конечно, военная подготовка - все, как положено в войсках.
Еще деталь: химбригада сама (разумеется, в тесном контакте с областными и городскими органами власти) активно ищет тех, кого потом берет на воспитание. Ее представители выезжают на место (в основном это 2-й интернат в поселке Моква, курский детдом, ивановская школа-интернат Рыльского района и опекунские семьи). Находят среди подростков не моложе 14 лет таких, кто желает перейти в бригаду, и отбирают подходящих как по состоянию здоровья, так и по достойному поведению.
Это понятно: предполагается ведь, что воспитанники в большинстве - хотя тоже, конечно, по личному желанию - потом поступят в Костромское высшее военное училище и в итоге станут офицерами. Так, кстати, и происходит.
Войсковая форма воспитания детей-сирот в соответствии с постановлением Правительства РФ практикуется в Курске с 2003 года. За прошедшие годы воспитанниками бригады стало около двадцати подростков. Из прежних выпусков лишь единицы ушли из части в гражданские учебные заведения, а основная масса учится сейчас в Костроме, готовясь надеть лейтенантские погоны.
Уместно добавить, что бремя денежного содержания "сынов бригады" несет городской бюджет. Ежемесячно на питание, одежду и обувь для каждого воспитанника выделяется около 3,5 тысячи рублей. В период летних каникул ребята обеспечиваются путевками в загородные лагеря, а по окончании школы получают единовременное пособие в размере 12 тысяч рублей.
- Обязательно напишите, - наставляет корреспондента "РГ" Мария Бикмухаметова, - что надо бы еще активнее развивать такую форму воспитания сирот. При всем уважении к интернатам, где работают больше женщины, я вижу, что они не дают и не могут дать подросткам того, что дает войсковая часть. Отсюда парни выходят крепкими, хорошо подготовленными во всех отношениях и, что особенно важно, социально ориентированными. Пока подростками занимается только химбригада, но есть ведь в Курске и другие части - почему бы им не заняться такой же работой?..