Последнюю гайку, соединяющую правый и левый пролеты метромоста, закрутил губернатор Валерий Шанцев.
Это событие - безусловно, знаковый момент во всей долгоиграющей истории развития нижегородского метрополитена - было приурочено ко Дню народного единства. Символическое закручивание гайки и впрямь получилось самостоятельным праздником в общем народном гулянии.
После того как метромост сомкнулся, губернатор вместе с мэром города Вадимом Булавиновым под залпы салюта дали старт тоннельно-проходческому комплексу "Щит" - машине, которая будет рыть тоннели метро от моста до выхода на площади Горького. Торжественность и монументальность событию придал архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий, отслуживший молебен на начало доброго дела и щедро окропивший святой водой как метромост, так и всех присутствующих. "Хочу напомнить строителям слова апостола Павла: "Обстоятельства не отменяют обязательств". Сегодня мы молимся, чтобы обязательства были выполнены в срок, несмотря ни на что", - отметил владыка, чем вызвал одобрительные аплодисменты присутствующих.
Действительно, "обстоятельства и обязательства" для начала функционирования метро в нагорной части города - слова ключевые. Именно обстоятельства затормозили обязательства по строительству метромоста в конце прошлого века - пресловутый "недостаток финансирования" безапелляционно заморозил стройку века.
- Долгое время строительство двигалось, как говорится, в час по чайной ложке. Но два года назад стройка активизировалась. Этому способствовали, во-первых, политическая воля губернатора, а во-вторых, усилия строителей, которые днем и ночью трудились, чтобы подарить городу этот великолепный мост, - заявил на торжественной церемонии Вадим Булавинов.
Мост через Оку станет первым в России сооружением, на котором будет совмещено движение метро и автомобилей. Метромост - один из самых сложных и дорогостоящих проектов, реализованных в последнее время. По словам первого заместителя генерального директора МУ "Главное управление по строительству и ремонту метрополитена, мостов и дорожных сетей в Нижнем Новгороде" Юрия Гаранина, строителям пришлось смонтировать около 14 тысяч металлоконструкций, и смычка моста была, пожалуй, самым сложным этапом. "Безопасность метромоста гарантирована государственной экспертизой проекта и жестким контролем со стороны Ростехнадзора. Были замечания по поводу оформления документов, но сейчас все они устранены", - сообщил Гаранин.
Теперь, после соединения пролетов, начнется укладка дорожного покрытия на верхней части моста, где пойдет автомобильное движение, монтаж рельсов и остекление на нижней части, где будут курсировать поезда метро. Два тоннеля для соединения метромоста и будущей станции метро "Горьковская" в Нижнем Новгороде будут построены в ноябре - декабре 2009 года. В мае будущего будет завершено строительство первого тоннеля от моста, после чего к концу 2009 года тоннель будет прорыт до площади Горького. Всего длина тоннелей составит около 1,3 километра.
Автотранспорт по новому мосту пойдет уже в конце следующего года, а запуск метро намечен на декабрь 2010-го. Открытие метро в верхней части города позволит увеличить пассажиропоток подземки в три раза, при этом нагрузка на существующие мосты через Оку значительно снизится. Это позволит заняться их ремонтом - первым станет, по всей видимости, Мызинский. Кстати, строители уверяют, что первый ремонт метромоста потребуется не ранее чем через 20 лет - тогда придется подчистить коррозию на металлоконструкциях.
Сейчас нижегородские власти озаботились расселением домов, расположенных в зоне строительства метро. В общей сложности придется расселить 170 объектов, на что понадобится по меньшей мере 500 квартир. Ранее на эти цели из городского бюджета уже было выделено 30 миллионов рублей.