06.11.2008 04:29
Экономика

Прокуратура заставила перевозчиков Саранска снизить цену на проезд

Прокуратура заставила перевозчиков снизить цену на проезд
Текст:  Валентина Зотикова (Саранск)
Российская газета - Поволжье: №0 (4786)
Читать на сайте RG.RU

Необычный подарок получили пассажиры саранских маршруток к Дню народного единства. 4 ноября стоимость проезда в городских "Газелях" снизилась с 13 до 12 рублей. Именно такой предел устанавливало для частного общественного транспорта постановление республиканского правительства от 14 октября. Однако, для того чтобы заставить "газелистов" выполнять закон, потребовалось вмешательство прокуратуры .

Война за рубль

Так окрестили жители столицы Мордовии затянувшееся противостояние между владельцами микроавтобусов и правительством РМ. Начало конфликту было положено 18 сентября, когда саранские перевозчики в одностороннем порядке объявили о повышении тарифов на проезд с 10 до 13 рублей. Это решение транспортников, принятое без согласования с контролирующими органами, в республиканском комитете по ценам назвали незаконным и самовольным. Тем не менее водители маршруток продолжали взимать с пассажиров 13 рублей. Те роптали, однако платили исправно.

Нормативный акт, регламентирующий стоимость проезда в городских маршрутках, появился позднее. 14 октября вступило в силу постановление правительства РМ № 447 "Об утверждении тарифов на перевозки пассажиров автобусами особо малого класса в городском сообщении", согласно которому плата за поездку в "Газели" не должна превышать 12 рублей. Но саранские перевозчики решению республиканского руководства не подчинились и цены снижать не стали.

Бойкот властей

Кстати, по этой схеме частники действуют не впервые. В 2006 году аналогичным образом владельцы микроавтобусов увеличили тарифы на проезд с 8 до 10 рублей - и ни правительственные указы, ни штрафные санкции не смогли заставить их отступить. На сей раз "газелисты" вновь решили идти до конца, надеясь повторить сценарий двухлетней давности.

- Владельцы "Газелей" проигнорировали предписание правительства, - заявила корреспонденту "РГ" заместитель председатея Госкомитета РМ по организации торгов, ценовой и тарифной политике Татьяна Кобзева. - Свое упорное нежелание снижать цены транспортники мотивировали тем, что возить пассажиров за 12 рублей попросту убыточно. По расчетам Республиканской ассоциации владельцев транспортных средств выходило, что себестоимость проезда в саранской маршрутке на сегодня составляет 12,58 рубля. Замечу, что при желании размер тарифа может существенно варьироваться, поскольку этот показатель складывается из множества факторов - приходится учитывать не только цены на ГСМ и комплектующие, но и количество машин и их заполняемость, протяженность маршрута и т.п. Расчеты, которыми пользовались наши специалисты, составлялись по аналогии с теми, которые применялись в соседних регионах. Данные Госкомцена говорят о том, что тариф в 12 рублей вполне оправдан. Кстати, столько же платят за проезд в "Газелях" в Пензе и Нижнем Новгороде. В Ульяновске, где город поделен Волгой на две части, тариф плавающий - от 11 до 14 рублей.

Правда, позднее перевозчики выразили-таки готовность пойти на уступки и снизить тарифы на рубль - при условии, что убытки им будут компенсированы за счет бюджета. Республиканская ассоциация владельцев транспортных средств обратилась в Правительство Мордовии с просьбой "определения механизма возмещения выпадающих доходов от применения регулирования тарифов". В ожидании ответа частники цены не снижали. Ежедневные проверки и рейды, проводимые сотрудниками Госкомцена на городских маршрутах, результатов не дали - все предписания проверяющих частники попросту бойкотировали.

- Ситуация напоминала театр абсурда. За две недели по результатам проверок было составлено 29 актов, - констатировала начальник отдела по контролю за соблюдением государственной дисциплины цен Марина Скворцова. - В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях за несоблюдение правил порядка ценовой дисциплины предусмотрены штрафные санкции от четырех до пяти тысяч рублей. Однако для того чтобы взыскать штраф с нарушителя, необходимо, чтобы он был ознакомлен с актом. Зная об этом, индивидуальные предприниматели не ставили свои подписи на наших протоколах, утверждая, что бумаги, переданные через водителей, не получали. Не приходили на почту за документами, высланными заказным письмом, не реагировали на телефонные звонки.

Цену снизил прокурор

Чтобы заставить строптивых перевозчиков уважать закон, Госкомитет РМ по организации торгов, ценовой и тарифной политике обратился в прокуратуру с просьбой принять к нарушителям меры прокурорского реагирования. Лишь после вмешательства надзорных органов затянувшемуся противостоянию был положен конец. Транспортники выполнили постановление и переписали ценники в салонах "Газелей". Власти Саранска надеются, что впредь подобная ситуация не повторится, и заверяют, что система работы общественного транспорта в столице республики будет пересмотрена. В ближайшее время в структуре горадминистрации предполагается создать муниципальное предприятие "Транспортное управление". В числе прочих направлений ведомство будет регулировать и стоимость проезда.

МНЕНИЕ

Владислав Кемяшов, заместитель председателя республиканской ассоциации владельцев транспортных средств

- Мы подчинились постановлению правительства РМ, хотя по-прежнему считаем решение о снижении тарифов на проезд популистским, экономически не просчитанным. Специалисты минэкономики РМ, предложившие тариф в 12 рублей, любят ссылаться на то, что в Мордовии стоимость проезда не должна быть выше, чем в соседних регионах, поскольку уровень доходов населения у нас остается низким. Но при этом игнорируется ряд важных ценообразующих факторов. Так, например, в Пензе проезд на "Газели" действительно стоит 12 рублей, но при этом цены на ГСМ и запчасти там на 15 процентов ниже, чем у нас, а налог - на 70 процентов меньше! Уже сегодня мы теряем объемы: если раньше в ассоциации имелось порядка 700 машин, то за год их количество сократилось на 100 единиц. Мы не имеем возможности для инвестиций на развитие производства, все идет на уплату налогов. В дальнейшем эта ситуация может привести к банкротству транспортных предприятий. Жаль, что в минэкономики этого не понимают.

Общественный транспорт Саранск Средняя Волга