06.11.2008 02:00
Культура

Николай Коляда не рад очередному аншлагу в своем театре

На премьеру в Коляда-театре снова не хватило билетов
Текст:  Марина Порошина (Екатеринбург)
Российская газета - Урал: №0 (4786)
Читать на сайте RG.RU

В Коляда-театре - очередная премьера. Особенная уже тем, что поставлен спектакль Колядой по пьесе драматурга, к уральской школе не принадлежащего, - по знаменитой "Безымянной звезде" румынского драматурга Михаила Себастьяну.

Эта пьеса стала любима и популярна в России после премьеры фильма с участием Анастасии Вертинской и Игоря Костолевского. Но новый спектакль Коляда-театра существует с фильмом в различных мирах, отнюдь не напрашиваясь ни на какие сравнения.

В небольшом провинциальном городке на вокзале останавливается поезд, который ранее всегда проезжал без остановок. После его отправления на перроне остается одинокая красавица Мона (Василина Маковцева). Судьба забросила ее сюда, чтобы она могла встретить здесь человека, который изменит ее представление о жизни. Это школьный учитель Марин Мирою - невзрачный "маленький человечек" (новый персонаж в труппе театра - Олег Билык). На глазах зрителей он превращается во вдохновенного влюбленного. Но... "ни одна звезда не отклоняется от своего пути", нет шансов и у этого чувства.

Самое первое впечатление - спектакль очень похож на предыдущие постановки Николая Коляды (теперь это уже не упрек в однообразии, но признание права на собственный почерк). Мечутся по сцене долговязые гимназистки в белых передничках с концлагерными номерами на груди, вспыхивают шахтерские лампочки, щелкают счеты, гремит музыка, стучат нелепые швейные машинки, раз за разом повторяется одна и та же простенькая песенка... Все персонажи нелепые, жалкие, гротескные, странных предметов слишком много, а песенка слишком назойлива. Привычно ждешь, когда этот "дивертисмент" схлынет, смолкнет и среди фирменного "колядовского" бедлама на сцене, наконец, останутся двое - и проживут жизнь. Так и произошло, но на этот раз, как ни парадоксально, самого Николая Коляды на сцене было меньше, чем обычно. Он блистательно сыграл роль режиссера, решившего умереть в актерах хотя бы на ближайшие два часа сценического действа, и сделал ставку не на эффектные режиссерские приемы, доходчиво объясняющие зрителю глубинный смысл происходящего, а на свое бесспорное умение работать с актерами.

Такой подход оправдал себя вполне. Спектакль и в самом деле задевает за живое своей эмоциональностью и неоднозначностью. И - такое бывает только у Коляды - зрители, придя домой после премьеры, не включают телевизор, не пьют чай с вареньем и не отправляются на боковую, а бросаются к компьютерам, чтобы со всем миром поделиться переполняющими их впечатлениями. Первые отклики на спектакль появились в Сети в два часа ночи:

- Любовались, смеялись и даже поплакали в финале. Хороший спектакль поставил Николай Владимирович. Там все не просто живое (а шероховатости - тоже признак живого), там есть волшебное.

- Я привык к высочайшему уровню спектаклей Коляда-театра. Разбаловали. По инерции жду чуда на каждом спектакле.

- Спектакль оставил очень трогательное, светлое впечатление. Удивительно передан дух времени. Мне кажется, что режиссера можно поздравить с очередным успехом.

Неторопливые и осмотрительные критики еще скажут свое веское слово. А вот зрителям, не попавшим на премьеру, составить о "Безымянной звезде" свое собственное мнение будет сложновато - все билеты на премьеру проданы. Радоваться бы основателю театра, а он грустит.

- Я с таким сожалением смотрю вслед каждому зрителю, уходящему от кассы без билета, меня аж раздирает, - вздыхает Николай Владимирович. - Ведь это же потерянные деньги - наши и потерянное настроение - их. И ничего тут не сделаешь.

Театр Драматический театр Екатеринбург Урал и Западная Сибирь