Две дамы младшего бальзаковского возраста, разгуливая по зоопарку, жалуются на тяжелую женскую судьбу. Одна - знойная женщина-вамп рассказывает всяческие ужасы про своих многочисленных "мужчинок". Она для них все условия создает, холит и лелеет, пылинки стряхивает. А эти сволочи неблагодарные, почему-то толпами бегут от столь идеальной женщины куда подальше. У второй, - круглявой простушки - только одна проблема. Мало того, что благоверный не ценит утренние котлеты и макароны с маслом, подаваемые любящей хозяйкой в постель, так он еще и пристрастился к наркотикам. Дело заканчивается банальной потасовкой между подругами, возникшей на почве диаметрально противоположных представлений о сущности Высокой Любви.
Если бы не место, где можно услышать этот в высшей степени типический разговор, то может показаться, что речь идет о сюжете очередного ток-шоу, притом весьма банальном. Но дело происходит вовсе не в телестудии, а в месте интеллектуальном и даже элитарном: в подвальном выставочном зале фонда "Современный город". То есть в таком месте, куда ходит публика, которая никогда в жизни не признается, что смотрит какие-то дурацкие сериалы. А женские романы если и читает, то только под подушкой и тщательно скрываясь. Конечно, на вернисаже все эти мелкие грешки вылезли наружу. И всю эту многоступенчатую провокацию устроил арт-дуэт Натальи "Цапля" Першиной-Якиманской и Ольги "Глюкли" Егоровой, с начала 90-х выступающий под именем ФНО - "Фабрика найденных одежд".
В 1995 году они запомнились многим своим перформансом, который, по их словам, стал демонстрацией против самого факта существования неразделенной любви: обе участницы дуэта картинно бросились в Зимнюю канавку. Затея была очень серьезная и даже опасная: вода была холодной, а одна из ее участниц к тому же вообще не умела плавать. Но этот возвышенный жест носил чисто литературный оттенок - наши отважные героини таким образом помянули одновременно и карамзинскую Бедную Лизу, и еще одну Лизу - пушкинскую, из "Пиковой дамы".
Сегодня Глюкля и Цапля уж не прыгают в ледяную воду русской словесности, но смело погружаются в теплые и мутные воды бульварной литературы. Беды двух Елизавет происходили от чисто социальных причин. В первом случае альянс между дворянином и бедной крестьянкой был невозможен, вторую Лизу обидел неимущий офицер, возжелавший быстрого обогащения. А вот все непереносимые несчастья страдающих персонажей нового проекта ФНО проистекают вовсе не от неправильного обустройства общества. Вся беда в том, что они решительно выстраивают свою жизнь по канонам женского любовного романа. И тем самым разрушают и свою жизнь, нанося неизлечимые травмы своим близким.
Брутальный и неукротимый, новый русский сентиментальный роман стал весьма ощутимой социальной силой. Для подтвержения этого факта группа ФНО целое псевдосоциологическое расследование. Обратившись к первоисточнику, они активно участвовали в заседаниях разного рода женских клубов. Именно там и обретена вся эта риторика бесконечного женского несчастья, которую изливают друг на друга две героини проекта "Справочник по женским болезням". Личного, приватного пространства уже не осталось - только литература, причем самого дурного свойства. И никакого феминизма в таких местах нет, ведь настоящий феминизм (при всех его современных причудах) родился из стародавнего суфражизма, борьбы за социальные и политические права женщин. В финале видео одна из героинь ("Незамужняя") начинает курьезно излагать нечто в духе радикал-феминистки Андреа Дворкин, проклиная всех насильников-фаллократов разом. Но тут открывается забавная разница: если "феминистки в законе" только о сексе и говорят, полагая это занятие чистым наказанием для женского племени, то наши героини, домашние валькирии, такого обстоятельства не поминают вовсе.
В случае "Справочника", однако, мы имеем дело все же не с чистой публицистикой и социологической аналитикой. Впечатляющие диалоги все же происходят в зоопарке. Страстная исповедь обращены к мирным животным, сидящим за решетками. А у них - броненосцев, жирафов, койотов и тигров - все эти описи не вызывают ровным счетом никакой отвтной реакции. Они прощают женщинам все, хотя и сидят за решеткой.