Решение президента не снимать с боевого дежурства три полка Козельской ракетной дивизии и остановить расформирование этого соединения, конечно, возникло не вдруг. Такой шаг продумывается заранее, с учетом множества факторов - политического, экономического, чисто военного. Причем они, как правило, взаимосвязаны.
По шести целям
О политических последствиях долго рассуждать не приходится. Козельская дивизия - мощный стратегический кулак, и сохранение его в составе российских РВСН крайне важно для безопасности страны. Да и натовским генералам не в чем нас упрекнуть. Им, скорее, впору пенять собственным политикам. Ведь комплексы РС-18 "Стилет" с ракетой УР-100Н УТТХ Россия должна была сократить по Договору СНВ-2, который американцы так и не ратифицировали. А в рамки Договора о стратегических наступательных потенциалах это оружие укладывается на все сто.
Экономический эффект от сохранения "Стилетов" Россия будет получать долгие годы. У этой ракеты солидный конверсионный потенциал. На ее базе разработаны космические носители гражданского назначения "Стрела" и "Рокот" с разгонным модулем "Бриз". Три недели назад "Стилет" в очередной раз успешно запустили с Байконура, подтвердив высокую надежность ракеты. Благодаря усилиям конструкторов ее технические возможности продлены, что позволяет эксплуатировать комплексы еще лет двадцать. А сохранение их в боевом составе РВСН высвобождает средства для создания нового стратегического оружия.
Однако главные резоны принятого решения надо искать в военной сфере. Они связаны с двумя ключевыми вопросами: почему президент оставил на боевом дежурстве именно комплекс РС-18 и чем обосновано его нежелание сокращать Козельскую дивизию? "Стилет" - достаточно старое оружие, его возраст исчисляется тремя десятилетиями. Но при этом комплекс сохранил востребованные и теперь боевые и технологические преимущества. Ракета летает на расстояние в 10 тысяч километров, то есть способна достичь цели и в Америке, и в Европе. У нее разделяющаяся головная часть с шестью ядерными зарядами. Причем система управления ракетой рассчитана на шесть заданий. Перед стартом одно из них передается в электронный мозг комплекса. Кроме того, "Стилет" оборудован достаточно современной системой преодоления ПРО, а его шахты отличаются повышенной защищенностью. И еще немаловажная деталь: один раз закаченные жидким топливом, ракеты не требуют "топливного" обслуживания целые годы - вплоть до снятия с боевого дежурства.
Последнее обстоятельство ценно еще и тем, что сегодня Россия имеет несколько десятков "Стилетов" в так называемом сухом виде. Они хранятся на складах отдельно от горючего и не подвергаются губительному для баков химическому воздействию. В любой момент их можно заправить и установить в шахты в готовности к применению.
Наконец, нельзя забывать, что РС-18 - один из немногих стратегических ракетных комплексов советской поры, который массово производили не на украинском Южмаше подобно тяжелой ракете "Сатана", а в России. Точнее сказать, разработали его в НПО машиностроения имени Челомея, а собирали на московском заводе имени Хруничева. По некоторым данным, всего там было произведено около 400 межконтинентальных баллистических ракет. Сейчас в составе РВСН, по различным сведениям, находятся от ста до ста шестидесяти РС-18. Все они время от времени модернизируются, проходят операцию по продлению эксплуатационных сроков. Понятно, что такая работа связана с большой секретностью. И тот факт, что эти секреты не приходится выносить за пределы страны, например на ту же Украину, - несомненный плюс "Стилета".
Ракеты УР-100Н УТТХ сегодня стоят на боевом дежурстве в двух дивизиях - Татищевской под Саратовом и Козельской в Калужской области. Последнюю, напомним, до 2010-го планировали сократить. Демонтажные работы в двух полках начали еще в прошлом году. К счастью, они не привели к невосполнимым потерям, и дивизия может достаточно быстро восстановить боеспособность. Командующий РВСН Николай Соловцов не раз говорил, что наши ядерные комплексы готовы в случае необходимости взять на прицел объекты стратегической американской ПРО в Восточной Европе. Не исключено, что на них нацелят козельские "Стилеты". С точки зрения внезапности и быстротечности нанесения удара по шахтам противоракет в Польше и радиолокационной станции в Чехии эта дивизия подходит как нельзя лучше.
Офицеры Козельской Краснознаменной дивизии не скрывают радости от того, что их часть не будет расформирована.
Эта весть застала офицеров и солдат за обычной боевой работой. Лишь на несколько минут офицеров собрал командир дивизии генерал-майор Олег Анциферов, чтобы сообщить им о решении президента. На следующий день проходила комплексная подготовка к заступлению на боевое дежурство.
- Такие дни случаются раз в неделю, - говорит майор Алексей Чурилин. - Но сегодня как-то радостно все проходит. Появилась определенность.
За два года в дивизии было расформировано три полка. Однако, утверждает Олег Анциферов, боевая готовность ее от этого не пострадала.
- Мы сохранили боевые обученные кадры. В наших руках мощное оружие, сохраненная материальная база. И мы в состоянии продолжать нашу службу, - сказал генерал.
Ни один из тех офицеров, что служили в расформированных полках, не был уволен со службы. Всем нашли место или в оставшихся трех полках, или в других частях РВСН. Для большинства из них дивизия не просто место службы. Военный психолог капитан Максим Говур - потомственный офицер. В дивизии служили его родители, он родился в Козельске и после окончания военного училища, как и отец, стал служить здесь. Здесь же завел семью.
- Когда я вернулся вечером домой, жена радостно сообщает: "По всем каналам только и говорят о том, что нас не расформируют", - делится своими впечатлениями Максим.
"Убери отсюда дивизию, и Козельску, наверное, трудно будет выжить", - считает майор Чурилин. "Город живет вместе с дивизией. Дороги вместе строим, расселяем уволенных в запас офицеров. И в Козельске они получают квартиры, и в Калуге.
Эта воинская часть тесным образом связана и с Оптиной пустынью, расположенной неподалеку от Козельска. Стараниями насельников одного из самых знаменитых православных монастырей здесь впервые в Российской армии была открыта молельная комната, освященная в 1996 году Патриархом Алексием II.
Удовлетворено принятым решением и руководство Калужской области. Заместитель губернатора Евгений Кениг говорит, что это действительно радостное событие, так как дивизия дает рабочие места местным жителям, совместно с ней решаются и многие социальные вопросы.