Депутаты Госдумы готовы без промедления приступить к реализации президентских инициатив из ежегодного Послания и надеются, что такая возможность у них появится в самое ближайшее время.
На Охотном Ряду предполагают, что законопроекты о продлении срока полномочий президента до шести лет и Государственной Думы до пяти лет могут быть внесены в нижнюю палату парламента в течение недели-двух. И депутаты, как заявил вчера председатель Госдумы Борис Грызлов, заранее готовятся к рассмотрению документов, смотрят графики, определяют сроки, когда какие-либо из этих законопроектов "могут уже реально пойти".
Не успел Дмитрий Медведев сказать, что нужно осторожнее относиться к такой мере пресечения, как арест, а у группы "единороссов" уже почти оформилась законодательная инициатива, которая вводит мораторий на досудебный арест людей, подозреваемых в экономических преступлениях. Законопроект, правда, пока еще не внесен в Госдуму, но авторы Владимир Груздев и Владимир Мединский объяснили вчера журналистам суть своих намерений: нередко уголовные дела, заведенные на предпринимателей, связаны с какими-то корпоративными спорами. И это выясняется в процессе суда. Но зачем тогда подозреваемых держать под арестом - ведь они не представляют угрозу обществу и, как правило, не могут повлиять на следствие? Впрочем, Владимир Груздев считает такой мораторий на досудебный арест мерой исключительной и определяет срок действия поправки в УК и УПК, если она будет принята, до 1 января 2011 года. Надо посмотреть на правоприменительную практику.
Вторая инициатива Груздева, Мединского и других "единороссов" реализуется в поправке к пакету законопроектов о малом и среднем бизнесе, уже принятому Думой в первом чтении. Депутаты решили, что норма о вмешательстве органов внутренних дел в работу малого и среднего бизнеса должна быть прописана более жестко и четко. И предложили запретить милиции устраивать налоговые проверки малого бизнеса. У поправки есть и второй вариант, в котором этот запрет распространяется и на средний бизнес. Но насмерть депутаты, по словам Владимира Мединского, будут биться за малый бизнес. Пусть МВД совместно с налоговыми органами занимаются крупным бизнесом, считает Мединский, "но малому бизнесу надо дать возможность работать спокойнее". Тем более что там, по мнению депутатов, скоро предполагается большое пополнение, поскольку дело наверняка захотят открыть так называемые белые воротнички - офисные работники, попавшие под сокращение из-за кризиса. Обладая всей необходимой квалификацией и опытом, они, как заметил Мединский, пока просто не решаются начать свое дело, поскольку боятся давления со стороны чиновничества и особенно силовиков. "Единороссы" готовы пойти на установление реальных преград проверяющим органам, тем, кто сегодня "кошмарит" бизнес", - сказал Мединский.
А сегодня Дума займется антикоррупционным пакетом. Спикер нижней палаты Борис Грызлов уверен, что абсолютное большинство депутатов примут предложенные президентом меры по борьбе с коррупцией в первом чтении. Вчера о своей поддержке законопроекта заявил Комитет ГД по культуре, еще раньше рекомендовали палате принять законопроекты из антикоррупционного пакета другие думские комитеты. Как сообщил журналистам председатель Комитета ГД по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин, "все члены комитета - представители парламентских фракций высказались в поддержку этих законопроектов. Однако у народных избранников возникло немало замечаний. Поэтому было решено после принятия "пакета" в первом чтении создать рабочую группу по доработке антикоррупционных законопроектов.
В пакет входит базовый проект закона "О противодействии коррупции", три других законопроекта развивают его положения применительно к регулированию статуса отдельных должностных лиц, органов госвласти и организаций. Есть поправки и в Федеральный конституционный закон "О Правительстве РФ". Они обязывают членов кабинета министров сообщать сведения не только о собственных доходах и имуществе, но и имуществе и доходах своих супругов и несовершеннолетних детей. Такое же требование выдвигается и к чиновникам ниже рангом, и к работникам органов внутренних дел.