10.11.2008 05:00
Власть

После отставки Кондолиза Райс намерена уединиться

Глава МИД России рассказал, что почувствовал во время встречи с Кондолизой Райс
Текст:  Владислав Воробьев (Шарм-эль-Шейх)
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4788)
Читать на сайте RG.RU

Встречи под звездами на египетском курорте Шарм-эль-Шейх обычно приводят к появлению чувств. Глава МИД России Сергей Лавров и госсекретарь США Кондолиза Райс стали исключением. Ведь их отношения длятся уже больше четырех лет. Более того, близится разлука.

Их встречи почти всегда были эмоциональными. Они спорили, сердились, упрекали друг друга, доказывали свою правоту. Правда, потом он все равно дарил ей цветы и приглашал на ужин, а она иногда мило ему улыбалась и даже раза два играла на рояле. И все же они оба старались (у каждого из них это, правда, получалось по-разному) не вкладывать ничего личного в их отношения. Ведь речь идет не просто о мужчине и женщине, а о министре иностранных дел России и госсекретаре США.

От того же, насколько им удавалось слышать друг друга, больше четырех лет во многом зависели отношения между двумя великими государствами. О подобных встречах позже одни, возможно, напишут в своих воспоминаниях, другие будут рассказывать студентам, к примеру, в МГИМО. И все же разговор между Райс и Лавровым с "глазу на глаз" в Шарм-эль-Шейхе, который продолжался около часа, явно можно выделить отдельно. Министр и госсекретарь, очевидно, до двадцатых чисел января следующего года, когда Барак Обама станет президентом США, еще пересекутся. Однако поговорить спокойно, так сказать, подвести черту, у них вряд ли появится другая возможность.

На своем высоком посту Кондолизе Райс осталось провести чуть более 70 дней. Несколько месяцев назад она намекнула, что после отставки на какое-то время уединится для того, чтобы написать книгу. В том, что ее мемуары тут же станут бестселлером, нет никакого сомнения. А пока Райс продолжает добросовестно выполнять свои обязанности.

Сразу после того, как стали известны результаты президентских выборов в США, она отправилась в свое последнее ближневосточное турне.

Трудно поверить, что Райс продолжает искренне считать свою посредническую миссию в рамках палестино-израильских переговоров выполнимой. Ведь не только президенты, но и госсекретари бывают "хромыми утками". А Райс сейчас находится на последней стадии этой самой "хромоты". Без сомнения, сейчас весь Ближний Восток ждет первых предложений со стороны демократа Барака Обамы. А республиканку Райс вряд ли проинформировали о планах нового президента США.

Тем не менее в Шарм-эль-Шейхе в воскресенье с ее участием состоялось очередное заседание "квартета" по ближневосточному урегулированию. У каждого из участников этой встречи, очевидно, были свои причины прилететь на египетский курорт. Были они и у Сергея Лаврова. "Учитывая переходный период, в котором мы сейчас все находимся, имея в виду и смену администрации в Вашингтоне, и предстоящие выборы в Израиле, нам крайне важно не допустить, чтобы эти перемены негативно повлияли на переговорный процесс. Все участники беседы подтвердили, что важнейшей частью преемственности станет Московская международная конференция, которую мы ориентировочно намечаем на весну будущего года, когда все внутренние перемены во всех странах - участниках того процесса будут завершены", - заявил российский министр.

После встречи с Райс в Шарм-эль-Шейхе Лавров собрал журналистов и, отвечая на вопрос "РГ", рассказал, что почувствовал во время встречи с госсекретарем США, которая, скорее всего, стала предпоследней:

-Я доволен разговором. Прежде всего хочу сказать, что по нашему общему ощущению необходимо в оставшееся до смены администрации в Вашингтоне время сконцентрироваться на выполнении тех договоренностей, которые были зафиксированы в апреле этого года в Сочинской декларации президентов России и США. Мы согласились, что здесь важны две вещи. Это те принципы, которые в Сочинской декларации закреплены, а они заключаются в необходимости вести дела на равноправной основе с учетом интересов друг друга. Не умаляя имеющихся расхождений по тем или иным вопросам, тем не менее не делать эти расхождения тормозом для взаимодействия в тех областях, где наши интересы совпадают.

В этой связи я, конечно, напомнил моей коллеге о том, что США после кавказского кризиса предприняли инициативные шаги по замораживанию ряда направлений двустороннего, да и многостороннего сотрудничества, в частности, в рамках "восьмерки". Нашел отклик со стороны Кондолизы Райс в том, что необходимо все эти направления взаимодействия возобновить. Будем надеяться, что это материализуется в практические дела.

У нас есть ощущение, что мы можем по целому ряду направлений, обозначенных в Сочи двумя президентами, продвинуться еще до истечения срока полномочий администрации Джорджа Буша.

И еще хотел бы выделить четкое понимание того, что необходимо обеспечить преемственность в наших отношениях в контексте смены власти в Вашингтоне. Мы согласились, что именно та Сочинская декларация закладывает для этого важную основу. Я почувствовал со стороны госсекретаря и желание, и готовность в рамках переходного процесса, который в Америке будет иметь место, содействовать тому, чтобы такое понимание было закреплено и в персональном составе новой администрации.

Между тем

Что касается личных ощущений Лаврова от встречи с Райс, то, по его словам, у него еще будет с госсекретарем США возможность провести рабочие контакты, в том числе в рамках предстоящего в Перу саммита АТЭС. Ему будут предшествовать министерские заседания, в которых Лавров и Райс примут участие.

Внешняя политика Египет МИД