10.11.2008 05:00
Происшествия

Эксперты выясняют, почему несанкционированно сработала система пожаротушения на субмарине

Текст:  Александр Емельяненков
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4788)
Читать на сайте RG.RU

Причиной гибели военных моряков и членов заводской сдаточной команды стало то, что должно было служить средством их спасения в критической ситуации.

К такому выводу склонялись все без исключения эксперты, которые согласились вчера прокомментировать - открыто или на условиях анонимности - трагическое происшествие на новой АПЛ, проходившей испытания в Японском море.

Для борьбы с огнем на подлодках российского флота (да и не только у нас) применяются две давно известные системы - ВПЛ (воздушно-пенная лодочная) и ЛОХ (лодочная объемная химическая). Они универсальные и применяются проектантами на различных типах подводных лодок - как на атомных, так и на дизель-электрических, пояснил "РГ" источник, близкий к санкт-петербургскому КБ "Малахит", где проектировались многоцелевые подлодки.

Первая из двух систем представляет собой лодочный аналог пенного огнетушителя, размещается во всех отсеках и применяется личным составом (по команде или самостоятельно) при обнаружении первичных очагов возгорания или задымления. Из печальной статистики пожаров на наших подлодках, чаще всего причиной таких ЧП становятся короткие замыкания в электрооборудовании, его отказы или нарушения правил пожарной безопасности экипажем корабля.

На тот случай, когда возгорание перерастает в объемный пожар, угрожает отсеку и всему кораблю, предусмотрена лодочная объемно-химическая система подавления огня. Принцип ее действия предельно прост и по-военному бескомпромиссен: в очаг пожара под большим давлением подается газообразный фреон-114, который имеет свойство почти мгновенно замещать собою кислород и тем самым "душить" огонь.

То, что способно в считаные секунды задавить пожар, представляет смертельную опасность и для человека. Тем более - в замкнутом пространстве. Поэтому ЛОХ, в отличие от ВПЛ, должен приводиться в действие только по приказу командира подводной лодки или старшего на борту с предварительным оповещением личного состава - по голосовой связи, ревуном и световой сигнализацией.

- На учениях с линейным экипажем это отрабатывается до автоматизма, - пояснил в беседе известный подводник, Герой Советского Союза вице-адмирал в отставке Евгений Чернов. - А как бывает, когда на борту сдающейся лодки сборная команда под 300 человек вместо штатных 78, лучше не рассказывать. Мне приходилось бывать в таких ситуациях, и я знаю, как много зависит от командира экипажа и его отношений с заводской сдаточной командой. Если уставного порядка и взаимного доверия нет, жди беды...

Личный опыт выхода в море со сдаточной командой подводной лодки "Пантера" (того же, что и "Нерпа", 971-го проекта) есть и у автора этих строк. И первое, о чем меня строго-настрого предупредили во время инструктажа, - ни на секунду не расставаться с ПДУ. Это портативное дыхательное устройство в брезентовой сумке на брезентовом ремне через плечо обязан постоянно иметь при себе каждый член экипажа и сдаточной команды. Оно позволяет в случае ЧП или аварийной тревоги выполнять приказания в загазованном отсеке, найти свой индивидуальный дыхательный аппарат (ИДА), включиться в него или, в зависимости от ситуации, подключиться к шланговой дыхательной системе (ШДА). Понимаю, что все это убедительно звучит в теории, а как до дела дойдет, то одного нет, то другое не работает. При пожаре на "Комсомольце" из ШДА в одном из отсеков пошла не спасительная кислородная смесь, а ядовитый СО2...

Пока рано говорить, как и почему был подан ЛОХ в торпедный и смежный с ним отсеки подводной лодки "Нерпа", на которой, как сельди в бочке, набилось гражданского и служивого люда почти вчетверо больше, чем предусмотрено койко-мест для экипажа. Это могла быть чья-то роковая ошибка, могла произойти путаница в маркировке запорной арматуры системы ЛОХ (что, к слову сказать, не раз случалось на флоте).

В конце концов могла несанкционированно сработать автоматическая система подачи фреона. Проектом это предусмотрено - срабатывание от датчиков температуры (свыше 70 градусов) и задымления. Но, как уверяли меня флотские специалисты и члены сдаточных команд Севмаша, на действующих подводных лодках, где несет вахты укомплектованный экипаж, управление этой системой переведено в ручной режим. Автоматика, во избежание греха, заблокирована и опечатана.

Аварии и катастрофы Хабаровский край Дальний Восток