12.11.2008 03:00
Общество

Запад активно использует идеи советских и российских авиаконструкторов

Запад активно использует идеи советских и российских авиаконструкторов
Текст:  Владимир Богданов
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4790)
Читать на сайте RG.RU

Американцы Брайан Мартин и Роберт Рист решили вписать новую страницу в историю авиации. Они намерены выпускать необычные летательные аппараты - гибрид самолета и дирижабля под названием "Дайналифтер". Приоритет в создании таких машин принадлежит российским инженерам, которые имеют соответствующие патенты.

Уже изготовлен прототип такой машины, успешно прошли ее летные испытания. Теперь энтузиасты собирают деньги на строительство целой серии аппаратов. Крупнейший из них будет стоить около 120 миллионов долларов и сможет поднимать и перевозить многотонный груз на расстояние до девяти тысяч километров.

Этот "воздушный кит", имея в корпусе емкости, заполненные гелием, будет обладать огромной подъемной силой. Испытания в аэродинамической трубе показали, что главный недостаток дирижаблей - плохая управляемость в ветреную погоду - в гибриде преодолен. Он нуждается только в очень короткой и примитивной взлетно-посадочной грунтовой полосе. Американцы надеются, что идея получит должную оценку инвесторов. По их словам, портфель заказов уже составляет два миллиарда долларов.

Надо отметить, что приоритет в создании гибрида самолета и дирижабля все-таки принадлежит России. Скорее всего, западные инженеры воспользовались разработкой "БАРС", созданной в свое время специалистами одной из сибирских научных фирм. Название расшифровывается как безаэродромный с аэростатической разгрузкой самолет. Главным конструктором проекта является Александр Филимонов.

В "БАРСе" гелий закачивается в тороидальную жесткую оболочку, вертикальную тягу обеспечивает двигатель внутри тора - "бублика", а крейсерскую скорость до 300 километров в час - маршевые двигатели. Аппарату не нужны никакие аэродромы. Он взлетает и садится на любую ровную естественную площадку. По оценке авторов проекта, стоимость перевозки пассажиров и груза "БАРСом" в 8-10 раз ниже, чем самолетом, в 15-20 раз дешевле, чем вертолетом, в 6-8 раз - автомобилем, в 3-5 раз - железной дорогой.

Малые "БАРСы" могут использоваться для патрулирования границы, территорий, обслуживания ЛЭП, газо- и нефтепроводов (он способен перевозить на подвеске целую буровую вышку с оборудованием весом 500 тонн), а также поиска и уничтожения опиумных плантаций, аэрофотосъемки, геолого- и сейсморазведки - всего более сотни функций.

"БАРС" прошел все виды стендовых и летных испытаний, имеет официальное разрешение на полеты. Для проектирования и постройки пробной партии аппаратов грузоподъемностью от 20 до 500 тонн, по словам авторов проекта, требуются около миллиона долларов на тонну грузоподъемности, а серийные аппараты будут обходиться примерно в 10 раз дешевле. Уникальный проект имеет патенты России, Германии и США. О намерении приобрести уральскую новинку уже заявили главы ряда крупных российских корпораций. Интерес к нему проявили и представители некоторых европейских авиакомпаний, в частности Франции.

Другая американская компания, основанная нашими бывшими соотечественниками, также разработала новый вид летательного аппарата - "АЭРОСКРАФТ". Он совмещает в себе достоинства самолета, дирижабля и вертолета. Авторы утверждают, что воплотили в жизнь еще советские разработки, оказавшиеся на родине никому не нужными. Так, в КБ "Термоплан" 20 лет назад испытывали прототип летательного аппарата похожей конструкции. Машина предназначалась для транспортировки сверхтяжелых грузов на дальние расстояния. Внешне это огромный диск диаметром от 140 до 320 метров в зависимости от модификации. Под диском размещались грузовой отсек и кабина для экипажа. Предполагалось, что термоплан сможет летать на расстояния до 8 тысяч километров, развивая максимальную скорость 250 километров в час, и перевозить до 2000 тонн груза.

К счастью, это КБ выжило и сейчас разрабатывает экрано-план грузоподъемностью до двух тысяч тонн и скоростью 400 километров в час. Он базируется на элементах конструкции самолета "Руслан". Во всех отношениях этот гибрид самолета и корабля превосходит и самолеты, и дирижабли, и недостроенные еще аэроскрафты.

Наука