Ремонтом московских дорог, давно ставшим у жителей столицы притчей во языцех, вчера занялось на своем заседании правительство Москвы. Как выяснилось, городские власти, как и любого рядового автомобилиста, тоже очень интересует вопрос, почему городские магистрали выглядят нередко так ужасающе, хотя ремонтные работы на них ведутся чуть ли не круглый год.
Цифры, приведенные руководителем департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Москвы Андреем Цыбиным, звучали внушительно. Из более чем 88 миллионов квадратных метров дорог в текущем году, например, уже отремонтировано более 17 миллионов, что составляет почти пятую часть всех магистралей столицы. Причем такой объем не исключение, а скорее норма, так как это всего на 10 процентов больше, чем результаты прошлого года. Уделяют городские власти, по словам Цыбина, внимание и качеству ремонта. Причем если раньше его оценка происходила в основном на глазок, то недавно столица закупила десять дорожных передвижных лабораторий, лазерное оборудование которых мгновенно улавливает любую неровность на поверхности свежеуложенного асфальта или пустоту под его верхним слоем.
И тем не менее, как сообщил руководитель столичного ГИБДД Сергей Казанцев, примерно пятая часть аварий на московских дорогах происходит по причине их плохого состояния. Услышав об этом, мэр поинтересовался: "А сколько предписаний вы направили дорожникам?" И заключил: "Работу по надзору за состоянием городских улиц ГИБДД упустила, равно как и наблюдение за всем светофорным хозяйством". Далее Лужков с возмущением рассказал, как недавно он поручил проверить, как работают в городе светофоры. Выяснилось, что очень плохо, так как в них все время перегорают лампочки, которые некому вовремя менять. Весь мир давно уже перешел на диоды, говорил мэр, которые и служат дольше, и цвет светофора при них хорошо виден даже в яркий солнечный день, в то время как у светофоров с лампочками не различишь, красный горит или зеленый.
В приверженности к старому Лужков упрекнул и Цыбина, задав ему вопрос: "Почему вы до сих пор не отказались от негодных марок цемента, используемых для ремонта дорожного полотна"? Новые материалы и новые технологии, по мнению мэра, для столицы должны стать не опытными образцами, как сейчас чаще всего происходит, а основой всех работ по содержанию городских трасс. Но для того чтобы это стало действительно правилом, в городе необходимо пересмотреть нормативы, касающиеся как применяемых материалов, так и финансирования работ, а также критериев их оценки.
Москва же до сих пор пользуется давно устаревшими нормативами 1996 года, когда был совсем другой транспортный поток, а следовательно, и другая нагрузка на дороги. Потому-то в них и значится, что большая часть столичных дорог должна ремонтироваться один раз аж в восемь лет! Трудно себе представить, как москвичи вообще бы передвигались по столице, если это было действительно так.
С другой стороны, отсутствие четко обоснованных норм и правил приводит нередко к полному кавардаку. Одна половина дорог приводится в порядок в процессе проведения так называемого текущего ремонта, говорила в своем содокладе руководитель департамента экономической политики и развития города Марина Оглоблина, другая половина - в ходе капитального ремонта. По цене разница между ними не существенна, но за качество капремонта генподрядчик несет ответственность в течение трех лет, а за текущий, как бы он плохо ни был сделан, никто не отвечает. К тому же где какой ремонт сделан, мало кто в городе вообще может сказать. "Вот и получается, что на улице Марксистской в прошлом году сделали капитальный ремонт, а нынче - еще выборочный..." - удивлялась Оглоблина. Конечно, при таком подходе никаких денег из бюджета не хватит, хотя, как говорилось на заседании правительства Москвы, столица тратит на содержание своих дорог 40 процентов всех средств, затрачиваемых по этой статье всей Россией.
Сам же глава департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства немалую часть вины за плохое состояние дорог возлагает на автовладельцев, которые ездят по городским дорогам на машинах с шипованными колесами. "Это наносит городу большой вред!" - заявил Андрей Цыбин. Юрий Лужков согласился с ним: "Мне пришлось летом принимать решение о выделении денег на ремонт МКАД и Третьего транспортного кольца, - рассказал он. - Крайняя левая полоса обеих магистралей стала просто опасной для автомобилистов из-за бешеного износа. Пытаясь выехать из колеи, пробитой шипами, машина запросто может угодить на соседнюю полосу и столкнуться с едущим по ней транспортным потоком".
В качестве управы на виновных в порче дорог автолюбителей мэр предложил: "Либо те, кто имеет шипованную резину, должны доплачивать за вред, который она наносит дорожному покрытию, либо давайте запрещать ее использование в летний период". В качестве аргумента Лужков привел опыт Австрии, где с шипами запрещено ездить даже на горных дорогах в снегопад - там водители надевают на колеса в такие моменты для безопасности цепи, а выезжая на нормальную дорогу, снимают их.
У нас же, как выяснилось, пока никаких запретов быть не может, так как они сразу вступят в противотечение с действующим федеральным законодательством. А вот принять свой городской закон о дорогах, в котором можно прописать все самые современные требования к их содержанию и ремонту, по мнению депутата Мосгордумы Валерия Скобинова, столице ничто не мешает, так как этот документ станет развитием аналогичного федерального закона.
Все предложения, прозвучавшие на заседании правительства Москвы, мэр потребовал обобщить и использовать в ходе выработки концепции развития дорожно-ремонтной отрасли в Москве и формирования комплексного подхода к организации ремонта и содержания улично-дорожной сети. На эту работу он отвел три недели. Все же новшества, о которых шла речь, должны быть внедрены в столице в течение трех ближайших лет.