Вчера в Москве владельцам малолитражных автомобилей начали выдавать бесплатные заправочные карты.
Екатерина Моргунова, следователь УВД по Тимирязевскому району, купившая 31 октября "Пежо" 107-й модели, стала первой в столице обладательницей такой карты. Утром 11 ноября она приехала в межрайонный отдел государственного технического осмотра и регистрации автотранспортных средств УГИБДД ГУВД по г. Москве, что на Вагоноремонтной улице, 27, где ей в торжественной обстановке и вручили первую карту, по которой она теперь сможет заправляться почти год.
- Катя, а вы специально купили такую маленькую машинку, узнав, что владельцам малолитражек отныне положен такой приятный бонус? - интересуюсь у автолюбительницы.
- Нет, просто я поклонница небольших автомобилей. Приценивалась долго, выбирала, а когда пришла в салон и села в 107-ю "Пежо", сразу же поняла, что это моя машина. Мне в ней очень комфортно. Опять же она очень маневренная, удобно парковаться. Не очень много нужно бензина, так как небольшой объем двигателя - тысяча кубических сантиметров. Ведь это вообще мой первый автомобиль, хотя права я получила еще восемь лет назад. Но сразу как-то не получилось сесть за руль. Теперь вот решилась и, видите, не прогадала.
Екатерина рассказала, что о топливной карте для владельцев новых малолитражных автомобилей, обещанных московскими властями, она читала. Но поверила в то, что это не вымысел, только вечером 10 ноября. "Мне позвонили из отдела регистрации технических средств, где я ставила машину на учет, и сообщили, что могу сегодня подъехать и получить пластиковую карточку, а также полный список АЗС, где смогу по ней заправиться. Вот уж действительно приятная неожиданность!"
Вместе с Екатериной первые бесплатные топливные карты вчера на Вагоноремонтной, 27, получили еще четверо. Трое приехали на "Матизах", одна дама также на маленьком "Пежо". До конца дня топливные карты были вручены еще пятерым москвичам.
- У нас один из крупнейших в Москве отделов по техническому осмотру и регистрации автотранспортных средств, - рассказал "РГ" начальник МОГТОР Дмитрий Пушкин. - В день мы регистрируем по 600-700 автотранспортных средств. Конечно же, машин с небольшим объемом двигателя ставится на учет не очень много. Любят у нас люди машины размером побольше. Но и малолитражки покупают.
По словам Пушкина, самыми популярными марками и моделями у горожан сегодня являются как раз "Дэу Матиз" и "Пежо 107". Выбирают их, как правило, женщины. Но и мужчины не прочь сесть за руль крохи. Так, например, одним из первых обладателей топливной карты стал москвич Валерий Мурнев. Корреспонденту "РГ" он пояснил, что выбрал малютку исключительно из-за удобства. "У меня специфика работы такая: большую часть времени приходится колесить по столице и Подмосковью. А на такой машине я практически из любой пробки найду возможность выбраться".
- В больших городах, как наш, машина, которая меньше четырех метров длиной, очень удобна, - добавляет Дмитрий Пушкин. - Действительно - и легче парковаться, и удобнее маневрировать. И выбросов от них в атмосферу меньше. В Европе подобные машины крайне популярны. Может быть, со временем и москвичи осознают всю выгоду малолитражек.
С 1 октября, по его словам, в их отделе было поставлено на госучет 60 малолитражек. "Пока мы получили 30 топливных карт, полагаем, что раздадим их в ближайшие дни, люди уже сами начали звонить и интересоваться, положена ли она им", - пояснил он. В целом же по городу, рассказали "РГ" в УГИБДД ГУВД г. Москвы, с 1 октября на регистрационный учет поставлено порядка 100 малолитражных автомобилей. "Будем надеяться, что инициатива столичных властей будет стимулировать горожан к покупке именно маленьких автомобилей", - подчеркнул пресс-секретарь Игорь Колосков.
Напомним, что бесплатные топливные карты - это эксперимент, к которому столичные власти готовились давно. Мэр Москвы Юрий Лужков неоднократно предлагал поощрять приобретателей маленьких машин льготной парковкой, низким налогом, но главное - бесплатным бензином. Идея эта обкатывалась, корректировалась, и вот наконец 5 ноября на этот счет вышло распоряжение столичного правительства.
Согласно ему все москвичи, купившие с 1 октября нынешнего года по 1 декабря 2009 года малолитражные автомобили, получают в подарок топливную карту номиналом в 24 тысячи рублей. По сегодняшним ценам это почти 1000 литров бензина марки Аи-95. Или, учитывая низкое потребление горючего малолитражным мотором, почти 20 тысяч километров пробега! То есть примерно на год из семейного бюджета удаляется строка расходов на моторное топливо.
Для того чтобы получить карту, требуется соблюсти ряд требований. Во-первых, ее выдают только тем, кто приобрел свою малолитражку с 1 октября нынешнего года. Во-вторых, автомобиль должен быть новым, купленным в автосалоне. В-третьих, он должен отвечать экологическим нормам "Евро-3" и иметь следующие габариты: объем двигателя - не более 1300 кубических сантиметров, снаряженная масса - не более тонны.
Под указанные критерии в настоящее время подпадает несколько компактных автомобилей, среди которых кроме уже названных выше "Киа Пиканто", "Тойота Ярис", "Шевроле Спарк". Ну и, естественно, отечественная "Ока". В обновленных версиях она тоже отвечает европейским экологическим стандартам.
Выдаются карты в территориальных отделениях ГИБДД по месту регистрации автомобиля. Заправляться по ним можно до того времени, пока не будет исчерпан лимит. Но в день можно залить не более 50 литров. Заправляют по картам на 75 столичных АЗС (полный список был опубликован в номере "РГ" за 10 ноября). Как сообщила "РГ" пресс-секретарь департамента транспорта и связи Москвы Елена Крылова, на сегодня изготовлено и передано в регистрационные подразделения столичной госавтоинспекции порядка 500 бесплатных пластиковых топливных карт. Этого вполне достаточно для того, чтобы обеспечить новых владельцев малолитражных авто. На следующей неделе будет следующая полутысячная партия.
Леонид Бочин, руководитель департамента природопользования и охраны окружающей среды:
- Если данный эксперимент пойдет нормально, в дальнейшем планируется увеличивать сумму на топливной карте. Пока не скажу, будет ли пролонгироваться нынешняя. Ведь впереди еще год, надо посмотреть, насколько возрастут продажи малолитражных автомобилей, которые, безусловно, лучше для городских условий. По нашим данным, сейчас в столице на учете в органах ГИБДД стоит порядка 3 процентов машин с объемом двигателя от тысячи до 1,3 кубических сантиметра. Если учитывать, что общее количество автотранспортных средств, зарегистрированных в Москве, дотягивает до четырех миллионов, - это капля в море. Порядка 100 тысяч машин. Поэтому помимо выдачи бесплатных топливных карт столичные власти предусматривают и другие меры поощрения владельцев компактных городских автомобилей. Например, скидки на городских парковках.
Юрий Свешников, исполнительный директор Московского транспортного союза:
- Вот, посмотрите, есть такие расчеты. Каждый автомобиль, который сегодня передвигается по Москве, перевозит 1,6 человека. Хотя рассчитан он на пятерых. В автобус же, к примеру, вмещается 170-180 человек. То есть если бы все его пассажиры вдруг пересели в личные авто, на улицы выехало бы порядка 100 машин. Сколько места это количество личного автотранспорта занимает на проезжей части и сколько один автобус? Понятно, что сегодня наш общественный транспорт не отвечает тому уровню комфорта, которому соответствуют автобусы, курсирующие, скажем, по европейским столицам. Поэтому сколько бы столичные власти ни призывали москвичей более активно пользоваться общественным транспортом, это не возымеет действия. Сначала надо сделать его более удобным и повысить престиж. Но раз уж москвичи, как правило, поодиночке передвигаются в своих личных авто, то почему бы не переходить на более компактные модели. С ними же просто удобнее управляться. Поэтому данная инициатива с топливными картами мне очень импонирует.