Три тысячи евро в месяц - такую зарплату должны получать жители Мурманской области, если правительство выберет инновационный сценарий развития региона.
Ученые Кольского научного центра Российской академии наук по заказу областной администрации разработали и представили на суд общественности программу социально-экономического развития области на ближайшие 17 лет, предложив три пути - инерционный, энергосырьевой и инновационный.
Какой из сценариев наиболее благоприятен для региона, их плюсы и минусы, попытался выяснить корреспондент "РГ".
Если областные чиновники выберут инерционный путь, то фактически предпримут попытку сохранить имеющийся статус-кво. Проще говоря, горнопромышленный комплекс останется ведущим в структуре экономики.
Применение новой, более мощной техники, конечно, позволит сохранить уровень издержек. Но ввод новых предприятий будет сдерживаться дефицитом энергетических мощностей. При этом инерционном сценарии освоение нефтегазовых месторождений Арктического шельфа будет развиваться медленно. Первая продукция со Штокмановского месторождения начнет поступать только через 11 лет.
В рыбной отрасли тоже не все гладко - вся продукция будет уходить на экспорт в необработанном виде. А ремонтироваться наши суда по-прежнему будут за границей. Естественно, что темпы роста региональной экономики серьезно отстанут от среднероссийских.
Результат, по мнению ученых, будет печальным: зарплата северян окажется ниже, чем в других регионах страны, ее покупательская способность упадет. Жить на Севере будет невыгодно, да и некому, поскольку население будет уезжать отсюда в поисках лучшей жизни.
Основа энергосырьевого сценария - активное освоение Штокмановского месторождения, первый газ с которого начнет поступать уже через шесть лет. Однако и в этом случае роль региона останется незавидной - Мурманская область будет играть роль посредника по добыче и транзиту углеводородного сырья. Предприятия по переработке нефти и газанепосредственно в регионе строиться не будут. На прежнем уровне сохранится выпуск апатитового и железорудного концентратов, продукции металлургического комплекса.
В рыбной отрасли произойдет модернизация перерабатывающих предприятий и флотов. Выйдут из нынешнего предбанкротного состояния судоремонтные предприятия. Однако число инновационных предприятий не превысит 20 процентов от общего числа.
Уровень и качество жизни северян станут лучше. Но разрыв между богатыми и бедными увеличится настолько, что нарушатся все принципы социальной справедливости. При этом область рискует оказаться в полной зависимости от финансово-промышленных групп и в любом случае остается лишь сырьевым придатком к ним.
Инновационный сценарий предусматривает создание в регионе таких условий для бизнеса, при которых основными конкурентными преимуществами станут инновации во множестве своих проявлений - от внедрения наукоемких технологий до подготовки высококвалифицированных кадров. Результат - диверсификация экономики, создание производственных кластеров, более полное использование конкурентных преимуществ области и ее научно-технического, сырьевого и человеческого потенциала. При этом крупные инвестиционные проекты будут являться не единственной надеждой на спасение, а дополнительным стимулом для устойчивого развития экономики.
Например, крупнейший в Европе газоконденсатный завод, который планируется построить в Териберке, может стать основой для создания особой промышленно-производственной зоны по отработке и тиражированию новых технических решений в отрасли. А сам регион - национальным центром по созданию технологий сжижения природного газа, базовым для отрасли. Именно в этом случае средняя заработная плата северян будет соответствовать стандартам стран Северной Европы. Привлекательность ргиона возрастет, и миграционный отток прекратится. Инновационный сценарий не дает немедленного, "взрывного" роста показателей, но он обеспечивает устойчивое развитие в перспективе.
Первыми со стратегией познакомились специалисты региональных министерств и департаментов. В течение ноября ученые должны представить свое "детище" представителям бизнеса, общественности, экспертному сообществу. По итогам этих встреч стратегию предстоит доработать и отправить на утверждение в правительство Мурманской области.
Сергей Семенов, заместитель руководителя министерства экономического развития Мурманской области:
- Мне показалось, что концепция в определенной мере является плодом кабинетной работы. Там не учтены мнения, оценки, прогнозы практиков - промышленных предприятий, социальных организаций. Конечные цели поставлены правильно, но я не нашел аргументов в пользу того, что эти цели будут достигнуты, особенно в экономическом блоке. Если мы не будем опираться на мнение практиков, это будет красивая, но мертвая стратегия.