12.11.2008 01:00
В мире

Николай Злобин: "Недоверие к Америке будет трудно преодолеть"

Текст:  Николай Злобин (директор российских и азиатских программ Института мировой безопасности, Вашингтон, США)
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4790)
Читать на сайте RG.RU

Все апокалипсические сценарии ситуации в Америке, еще недавно активно обсуждаемые частью российской прессы, оказались, как и следовало ожидать, полной ерундой. Барак Обама стал президентом США, с большим отрывом опередив своего республиканского соперника.

Не проявился пресловутый "эффект Брэдли", о котором были написаны сотни статей в России, но мало кто слышал в самих США. Невзирая на многочисленные российские пророчества, Барака Обаму не убили. На улицу не вышли многотысячные демонстрации американских скинхедов и белых националистов, протестующих против прихода к власти представителя афроамериканского меньшинства. Президент Джордж Буш уже отдал указание создать свою переходную команду, чтобы помочь переходной команде, сформированной Бараком Обамой, чтобы к середине дня 20 января 2009 года новый президент США смог полноценно приступить к своим непростым обязанностям. До этого момента полновластным президентом будет оставаться Джордж Буш, ибо в Америке всегда есть только один президент.

Ведущие российские средства массовой информации уделяли большое внимание выборам в США. Статьи появлялись ежедневно, иногда по несколько материалов в одном номере газеты. Была очень заметна прямая корреляция между репутацией газеты и качеством статей. Появилось немало толковых, информативных и объективных статей, однако качество большинства опубликованных материалов откровенно желало гораздо лучшего. Мне вообще казалось, что интерес к выборам в США превышал в России какой-то рациональный уровень.

Большинство материалов в российских СМИ касалось либо каких-то отдельных аспектов выборов, либо носило откровенно спекулятивно-критический, пропагандистский характер, словно их целью было не информирование читателей о ходе кампании, а еще большее укрепление негативного образа Америки в целом, тогда как выборы были лишь новостным поводом для этого. В части прессы сформировалось даже какое-то снисходительное, свысока, почти покровительственное отношение к американским выборам, мол, это какой-то театрализованный фарс. У другой части прессы вся информация о ситуации в США носила крайне драматический, почти апокалипсический характер, авторы предрекали очередной крах Америки и ее валюты, даже начало гражданской войны.

Было опубликовано большое количество статей, прямо дезинформирующих (уж не знаю, вольно или невольно) читателей о взглядах кандидатов, их командах, о механизме выборов, ситуации в стране, отношении простых американцев к этой ситуации и т.д. И почти в каждой статье ставился сакраментальный вопрос о том, победа какого из возможных президентов будет лучше для России. Что звучало прямым противоречием антиамериканскому содержанию самой статьи. Иногда казалось, что Россия смотрелась в американские выборы как в зеркало, в котором отражались собственные, пусть даже и не осознаваемые еще проблемы.

Победа сенатора Барака Обамы стала ответом на сформировавшуюся в американском обществе потребность на тип политического лидерства, способный заменить рейганистов и неоконсерваторов. Победа Обамы сопровождается большим количеством разного рода ожиданий и надежд, как внутри самих США, так и во всем мире. Его приход в Белый дом многие рассматривают как реальную возможность для того, чтобы, с одной стороны, перестроить и обновить американскую политическую систему, привести ее в соответствие с реалиями нового века, новыми идеями и доктринами, современным пониманием роли и ответственности государства в демократическом обществе. Как благоприятную базу для поиска новых путей выхода из крупномасштабного экономического кризиса и даже рецессии, в которой сегодня находится самая большая экономика мира.

Еще больше ожиданий победа Барака Обамы вызвала за пределами США. В ней увидели реальную возможность для самой Америки по-новому осознать свою роль и ответственность в мире, немедленно начать работу над ошибками предыдущего периода, перестать в международных отношениях откровенно и тупо тянуть одеяло на себя. Увидели шанс для Вашингтона перейти от "америкацентризма", попыток силового доминирования в мире, широкого использования военной силы для решения любых мировых проблем и слишком уж прямолинейного, примитивного понимания национальных интересов, к той внешнеполитической модели, которая и сделала Америку в свое время самым влиятельным государством мира. То есть переходу от доминирования в мире к лидированию в нем на новом этапе. Все понимают, что сделать это будет очень тяжело. Очень многие полагают, что сделать это уже невозможно. Время лидерства США, говорят, прошло.

Огромные надежды, вызванные приходом нового американского президента, неизбежно обернутся большим разочарованием. К этому ему и его сторонникам надо быть готовыми. Огромное недоверие, которое вызывает сегодня Америка во всем мире, преодолеть будет очень трудно. На это уйдет много времени. Однако и сама Америка испытывает большой дефицит доверия к окружающему ее миру. Сумеет ли Барак Обама преодолеть фобии и скептицизм в американском истеблишменте, который особенно сильно проявился в последние годы? Пока не начнет восстанавливаться доверие между США и другими ведущими державами мира, в том числе Россией, вряд ли можно ожидать успеха от любых внешнеполитических инноваций, которые может предложить новая вашингтонская администрация. Проблема взаимного недоверия станет, как представляется мне, главным препятствием для многих международных инициатив Обамы. Тормозной путь внешней политики Джорджа Буша будет еще долго ощущаться в мировой политике.

В значительной степени это коснется России. Я не делаю ставку на какие-либо серьезные изменения в двусторонних отношениях. С одной стороны, в элите, общественном мнении и средствах массовой информации США существует значительный негативный консенсус в отношении Москвы. Президенту США придется исходить из этих настроений. С другой стороны, в Америке полностью отсутствует общественный запрос на улучшение американо-российских отношений. Тут нет какой-либо значимой по размеру или влиянию группы, способной осуществлять эффективное давление на нового хозяина Белого дома с тем, чтобы начал расходовать свой политический капитал, энергию и высокий рейтинг на попытки преодолеть этот негативный консенсус в отношении России. Кроме того, американцам хорошо известно, что в России тоже отсутствует запрос на улучшение отношений с Америкой.

Конечно, вместе с изменением всей внешнеполитической стратегии США при новом руководстве страны будет меняться и ее российская часть. Свое влияние на этот процесс окажет необходимость для всех мировых лидеров быстрее найти наиболее эффективные пути выхода из нынешнего глобального экономического кризиса. Он, безусловно, внесет немалые коррективы во внешнеполитическую практику многих стран мира, в том числе и России, и США. Однако пока это произойдет, мы успеем пережить не только этап надежд, вызванный приходом Барака Обамы в Белый дом, но и волну разочарований в новом американском лидере. Главное, мне кажется, не терять из виду главное, а не впадать в крайности и не драматизировать ситуацию в угоду второстепенным факторам и своим фобиям и амбициям.

По крайней мере так это видится мне из Вашингтона.

Обсудить статью в блоге автора

США