13.11.2008 05:00
В мире

Британцы не желают видеть принца Чарльза в качестве короля

Принц Чарльз не знает, станет ли он британским монархом
Текст:  Ольга Дмитриева (Лондон)
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4791)
Читать на сайте RG.RU

Завтра наследник британской короны принц Чарльз празднует юбилей. Старшему сыну Елизаветы II стукнуло шестьдесят.

Это знаменательное событие омрачено, однако, весьма пикантным обстоятельством: Чарльз становится первым в британской истории принцем Уэльским, который разменял седьмой десяток.

Правящая ныне 82-летняя королева покуда не пожелала отойти от дел и передать сыну скипетр и корону. На вопрос "почему?" нет однозначного ответа. Возможно, потому, что рекордсменка по длительности пребывания на троне, Елизавета хотела бы и дальше удивлять мир беспримерной стойкостью в исполнении своего "служебного долга". Не исключено, впрочем, что камнем преткновения стала нынешняя супруга Чарльза, Камилла, которую народ Британии упорно не желает видеть своей королевой. А коли так, то восшествие на престол Чарльза будет омрачено весьма странным статусом его супруги, которую будут называть "принцессой-консорт".

Однако существует главная причина, из-за которой Чарльз завис на листе ожидания. Имя ей - Диана. На долгие годы Чарльзу выпала доля пребывать в тени более яркого, чем он сам, светила - в тени ныне покойной леди Ди. Скромный по натуре, Чарльз оказался при своей звездной супруге на вторых ролях, как ни парадоксально это звучит в отношении наследника британской короны. Развод этой пары и несчастливость Дианы стали для принца Уэльского обвинительным приговором, единодушно вынесенным ему судом присяжных - миллионами поклонников леди Ди. Признавшись в июне 1994 года в историческом телеинтервью в измене жене, Чарльз стал единственным в истории монархий будущим королем, публично провозгласившим свой собственный адюльтер.

Пережив скандал "камиллгейта", Британия засомневалась, а нужны ли ей такие короли, как Чарльз. Прошло немало лет, прежде чем страсти по Диане улеглись и рейтинг принца Уэльского потихоньку пошел вверх. Однако к этому времени на британском небосклоне взошла уже другая звезда - старший сын Чарльза и Дианы принц Уильям. Углядев в симпатичном принце Дианины черты, британцы решительно "подписались" на Уильяма. Чарльз был объявлен устаревшим и старомодным. На горизонте британской монархии замаячила беспрецедентная перспектива "перескока" через поколение - объявления королем наследника номер два при жизни его отца наследником номер один.

Именно 26-летний Уильям стал сегодня героем светских и скандальных хроник. Именно за его подвигами и проделками с неистощимым любопытством наблюдает страна. Что же касается его отца, наследного принца Уэльского, то британцы, сдается мне, если что и знали о нем, то давно забыли. А между тем Чарльз проложил дорогу стольким новациям и революциям в традиционных устоях британской монархии, что уже одним этим обеспечил себе особое место в пантеоне английских королей. Так, Чарльз стал первым в истории претендентом на королевский престол, который родился в нарушение вековой традиции: при родах не имел чести присутствовать министр внутренних дел страны. Британия образца второй половины ХХ столетия положила этому варварски-пикантному обычаю цивилизованный конец.

Чарльз стал первым королевичем, которого отправили учиться в школу (прежде обучение монарших особ велось домашним способом). Он стал первым, кто получил университетский диплом. И первым из всех престолонаследников, кто решился на королевский развод. Демократическое воспитание будущих монархов Британия начала именно с Чарльза. В школе он вместе с остальными воспитанниками мыл полы и мел двор, на футбольный стадион в Челси ездил на городском автобусе, а в шотландском пансионе, славившемся особой спартански ориентированной дрессурой, его обливали зимним утром ледяным душем.

Но между тем рисовать принца Уэльского революционером нашего времени будет изрядным преувеличением. Елизавета и Филип воспитали во всех своих четверых отпрысках безоговорочное уважение к традициям и церемониалам. Никто из дворцового персонала, включая даже могущественного личного секретаря принца сэра Майкла Пита, не смеет обратиться к Чарльзу иначе как "сэр" или "Ваше Королевское Высочество". Все служащие принца либо делают ему реверанс, либо отвешивают поклон. Такого же обращения требует принц Уэльский и в отношении своей супруги Камиллы, герцогини Корнуоллской.

Однако от своего персонала Чарльз требует не столько учтивых поклонов, сколько самоотверженной работы. Принц Уэльский, долгие годы известный миру разве что в качестве мужа Дианы, на самом деле, как и любой другой нормальный мужчина, имеет помимо личной жизни массу дел. Он является основателем и руководителем двадцати благотворительных обществ и фондов. Созданный им 32 года назад Prince s Trust, оказывающий поддержку социально обездоленной молодежи, стал самым крупным благотворительным институтом в Европе. За последние два десятка лет при посредничестве фондов принца Уэльского в Британии было создано свыше 100 тысяч новых рабочих мест. Чарльз активно борется за поддержку фермеров Британии, за спасение тропических лесов Бразилии. Он воюет с генетически модифицированными продуктами и безгранично разрастающимися корпорациями. Воюет, нимало не заботясь о том, как эта война отражается на рейтинге его популярности.

Между тем

В детстве Чарльз мечтал стать машинистом поезда. Однако его "профессия" раз и навсегда определена происхождением - наследовать престол. Чарльз отлично разбирается в истории и архитектуре. Он управляет реактивными самолетами, вертолетами и танками. Он прыгает с парашютом, мастерски водит машину, великолепно играет в поло. И все же Чарльз однажды сказал с горечью, делающей ему честь: "Несчастье быть наследником престола состоит в том, что, по сути, у тебя нет в жизни настоящего дела, работы в полном смысле этого слова. Я, кажется, застрял..."

Великобритания