Двухдневный визит в Испанию вице-премьер Александр Жуков начал с Мадрида. Там он провел рабочий завтрак с руководством Испанской конфедерации предпринимательских организаций. Местных олигархов, пожелавших попить чаю с российским гостем, оказалось свыше двух десятков.
Объем инвестиций из Испании в Россию за последние три года растет в геометрической прогрессии: в 2006 году он составил 153,35 млн долларов, а в 2007 м - 409,26 млн долларов. Испанцы вкладывают в пищевую и легкую промышленность, сельское хозяйство, строительство, сантехническое производство, транспортные средства, энергетику, торговлю и банковский сектор.
Растет и товарооборот: в 2007 году он увеличился в 4,5 раза по сравнению с 2002-м и составил, по данным Федеральной таможенной службы, 7,52 млрд долларов. Испанские компании активно участвуют в строительстве платных дорог, сотрудничают с РЖД, перечислял российский вице-премьер. Испания - лидер по строительству скоростных магистралей. "Россия хотела бы использовать опыт скоростного движения", - предложил Жуков. Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) вместе с ФГУ "Дороги России" подготовили концессионные проекты, которые успешно прошли правительственную комиссию. Среди них - строительство скоростной автомагистрали Москва-Санкт-Петербург и платной автодороги М-4 от Москвы до Новороссийска, а также Центральной кольцевой автодороги.
Перспективно и космическое сотрудничество. Жуков напомнил о соглашении от 1996 года, в котором речь идет о выводе испанских спутников посредством российских ракет. У испанских компаний есть большой интерес и к разработке месторождений полезных ископаемых в России, в том числе нефтяных, а также в строительстве НПЗ, отметил Жуков.
На российских железных дорогах можно увидеть и испанские вагоны, возможно, они появятся на скоростном маршруте Москва-Берлин. Правда, Москве не очень нравится то, что испанцы пытаются использовать межправительственную группу для привлечения прямых заказов российских судоходных компаний, вместо того чтобы сотрудничать с российскими судостроительными заводами. Не поступало в последнее время и конкретных предложений о сотрудничестве в области морского и речного транспорта, отмечают в делегации. То же самое с воздушным сообщением: хотя "Аэрофлот" работает на испанском рынке с 1976 года, новое соглашение о воздушном сообщении пока в разработке.
При всех перспективах сотрудничества Испания не входит в число крупнейших инвесторов в России. "Инвестиционная активность недостаточная", - посетовал Жуков. И это несмотря на то, что Испания - один из самых активных инвесторов в мире. Другая проблема - в Испанию совсем не поставляется российский природный газ. Незначительна и доля российских поставок в структуре импорта нефти Испании. Еще один пункт, по которому Москва хотела бы добиться изменений, - торговля сельскохозяйственной продукцией. Пока она носит односторонний характер - импорт из Испании растет, а экспорт из России падает. В свою очередь испанцев беспокоят доходы финансовых учреждений, которые выступили кредиторами российских предприятий и банков.
Попив чай с верхушкой испанского бизнеса, Жуков направился в министерство промышленности, туризма и торговли Испании на встречу с местным министром промышленности Мигелем Себастьяном Гасконом. После переговоров министры провели заседание российско-испанской межправительственной комиссии по экономическому и промышленному сотрудничеству.