Через месяц проект доктрины продовольственной безопасности России должен быть представлен президенту страны. Работает над ним группа экспертов под эгидой минсельхоза. И как стало известно "РГ", сегодня этот документ уже практически сверстан.
Если глава государства сочтет его исчерпывающим, то утвердит указом. И в России появится стратегический документ, в котором будут определены цели, задачи, принципы, основные направления и механизмы государственной политики по обеспечению продовольственной безопасности страны.
Авторы проекта утверждают, что продовольственную безопасность можно считать обеспеченной, если в случае прекращения поставок продовольствия из-за рубежа в стране не возникает "кризис еды". Для этого на внутреннем рынке должно быть не меньше 90 процентов своего зерна, 80 процентов - сахара, растительного масла и рыбы, 85-90 процентов - мяса и молока.
В принципе по зерну, растительному маслу и сахару сегодня особых проблем нет. Зерно и масло мы вообще экспортируем. А вот с мясом, молоком и продуктами из них придется серьезно "подтянуться". Здесь пока на долю отечественного производителя приходится 59-74 процента. Кажется, разница с "цифрами доктрины" невелика. Но на то она и доктрина, чтобы предусмотреть на долгосрочную перспективу. Таким образом, к 2018-2020 годам для достижения продовольственной безопасности производство мяса должно увеличиться более чем в два раза, сахара-песка из свеклы - на треть, масла растительного - на 26 процентов. Однако произойдет это, уточняется в документе, только при условии, если сельское хозяйство пойдет по "инновационному пути развития".
Расписан и "план заполнения закромов Родины". Например, запас продовольственного зерна в интервенционном резерве не должен быть меньше двухмесячной потребности.
Также предложено создать интервенционные запасы сахара, растительного и животного масла, сухого молока, мяса, и поддерживать их объемы на уровне трехмесячного потребления.
Итак, проект доктрины ставит перед государством три задачи. Во-первых, преимущественно за счет отечественного производства обеспечить для каждого гражданина страны доступность продовольствия - и по цене, и по ассортименту, и по объему. Во-вторых, предоставить государственные гарантии качества и безопасности продуктов. В-третьих, предотвращать внутренние и внешние угрозы, связанные с продовольствием.
Недавно проект был обнародован "в узких кругах специалистов". Пока из него не ясно, во что же обойдется достижение продовольственной безопасности к 2020 году. Никаких данных на этот счет в документе нет. Но, чтобы понять, о какой сумме идет речь, можно обратиться к пятилетней государственной программе развития АПК, которая стартовала в этом году. В ней ставится задача довести долю своего молока и молочных продуктов до 81,1 процента. Фактически достигается "нижний порог" безопасности, который обозначен в проекте доктрины. А вот доля отечественного мяса вырастет только до 69,6 процента. То есть до "мясной" безопасности мы не дорастем и через пять лет. При этом за это время только из федерального бюджета на госпрограмму планируется выделить 551,3 миллиарда рублей. Почти столько же дадут регионы. В итоге только в ближайшее пятилетие в отрасль будет вложено более 1,1 триллиона рублей. Такова цена движения к продовольственной безопасности. При этом будет пройдено менее половины пути.
Валентин Денисов, председатель комитета Государственной Думы по аграрным вопросам:
- Мы вышли на разработку доктрины в тот момент, когда мир столкнулся с серьезными продовольственными проблемами. Поскольку у России открытая экономика, они, конечно, коснулись и нас. Например, по всевозможным "серым" схемам из-за границы к нам поступает некачественное продовольствие. И этот вопрос до сих пор не решен. Поэтому в доктрине ему необходимо уделить самое серьезное внимание.
Госдума сейчас работает над рядом технических регламентов. Некоторые уже приняты. В целом они утверждают европейские стандарты на продовольствие в России. В перспективе надо добиться, чтобы импортная продукция полностью соответствовала нашим техническим регламентам. Это - принципиальный вопрос.
Еще один важный момент. Продовольственная безопасность России может быть обеспечена лишь в том случае, если ее гарантом выступает закон. Законодательная база, гарантирующая продовольственную безопасность, должна состоять из целого ряда законов. В настоящее время такого пакета документов нет. В первую очередь нужно разработать и принять федеральные законы о продовольственной безопасности и о регулировании розничной торговли, расширить государственные закупочные и товарные интервенции, повысить оперативность таможенно-тарифного регулирования внешней торговли продуктами питания. И, готовя эти документы, важно понимать, что доктрина продовольственной безопасности - это не отраслевая программа, а правила игры для всей национальной экономики.
Сергей Юшин, руководитель исполкома Национальной мясной ассоциации:
- Стремясь к продовольственной безопасности, мы должны детально оценить, какие ресурсы есть в нашем распоряжении и какие потребуются, чтобы достичь поставленной цели. А то доктрину примем, а выполнить ее будет невозможно даже через 50 лет.
Например, в документе говорится о необходимости наращивать объемы производства. Но когда они не подкреплены высоким внутренним и внешним спросом, возникают проблемы. В этом году большой урожай зерна, а хранить все выращенное негде - не хватает элеваторов. Есть опасность, что часть зерна или погибнет, или испортится при хранении. Экспортировать зерно в количествах, необходимых для поддержания приемлемого уровня цен на внутреннем рынке, мы пока тоже не можем. Не только из-за его обилия на мировом рынке в этом году. Просто не позволяет неразвитая инфраструктура - железнодорожная, портовая. Не хватает финансовых инструментов для стимулирования экспорта.
В итоге зерно падает в цене. И растениеводы уже говорят о том, что прибыль у них будет или незначительной, или не будет вовсе. Отсюда вывод - нужно не рекорды ставить, а прогнозировать спрос и предложение, чтобы был положительный финансовый результат, высокие зарплаты, возможности для модернизации производства.
Мне представляется, что перечень задач доктрины нужно дополнить еще одной: достижение финансовой устойчивости и стабильности предприятий по всей товаропроводящей цепи, связанной с обеспечением населения продовольствием. Вплоть до розничной торговли. Если периодически они будут разоряться, то о продовольственной безопасности говорить просто невозможно. Допустим, возникнут проблемы в торговле. И тогда для населения не будет иметь никакого значения, как велики запасы, например, растительного масла на складах - оно их не увидит. Если не будет дорог, то до большинства населенных пунктов продукты будут доходить все равно в ограниченном количестве, сколько бы мы их ни производили.
В проекте доктрины есть и элементы сиюминутной конъюнктуры. Хотя такой глобальный документ должен быть от нее, по идее, свободен. Например, поставлена задача избавиться от импортной зависимости. Она рассматривается как основной подавляющий фактор. По-моему, это упрощенное понимание причин нынешнего состояния нашего аграрного сектора и одновременно недооценка наличия импорта как стимула повышения качества собственной продукции, снижения затрат. Ситуация в сельском хозяйстве в большей степени связана не с давлением зарубежного продовольствия, а с нашими собственными проблемами: низкой эффективностью государственного и корпоративного управления, недостатком бюджетной поддержки, неурегулированностью земельных отношений, оттоком кадров, отсутствием по-настоящему длинных и дешевых кредитов и так далее. Если до мирового финансового кризиса кредиты были слишком дорогими - 12-14 процентов годовых, то сейчас они запредельно дорогие. Разве в этом виноват импорт? В США за последние месяцы розничные цены на бензин снизились в среднем на 35-40 процентов. Литр дизеля в аграрном штате Айова в пересчете на рубли обойдется фермеру меньше чем в 20 рублей. А у нас? Цены снизились на 4-5 процентов, и нефтяные компании уже говорят об этом, как о великой жертве.
Герман Зверев, президент Ассоциации добытчиков минтая:
- Россияне едят мало рыбы - лишь 55 процентов рекомендованной медиками годовой нормы. И это с точки зрения продовольственной безопасности совершенно недопустимая ситуация. Причем особенно в условиях мирового финансового кризиса, когда к семейному бюджету и к собственному здоровью нужно относиться особенно внимательно.
Во всем мире признано, что рыба - самый доступный животный белок на планете. У нас она в изобилии. Причем обычная треска на прилавках европейской части страны в полтора-два раза дешевле говядины. Так что мы едим мало рыбы не из-за ее нехватки и не из-за дороговизны. Проблема в другом - утрачены традиции потребления рыбы.
Мне представляется, что задача значительного увеличения потребления рыбы в числе прочего должна обязательно найти отражение в доктрине продовольственной безопасности России.
Одновременно необходимо использовать и все возможности для развития экспорта рыбы. Сейчас, например, в ЕС велик спрос на нашего минтая. Однако европейцы не готовы покупать минтая без головы - основную нашу продукцию. А мощностей для производства филе в море и на берегу в России остро не хватает.
Чтобы исправить положение и не упускать этот доход за границу, правительство приняло федеральную целевую программу рыбохозяйственного комплекса, которая должна позволить переоборудовать наши суда, построить современные перерабатывающие предприятия. Хотелось бы, чтобы проблемы в банковской сфере не стали препятствием в выполнении ФЦП. В противном случае техническое отставание российской рыбной отрасли от мирового уровня увеличится еще больше. Возможно, в проекте доктрины имеет смысл закрепить государственные гарантии выполнения принимаемых федеральных программ в рыбохозяйственном комплексе и в целом в сфере производства продовольствия.
Тем временем
Теперь, с 15 декабря 2008 года, выдавать лицензии на ввоз говядины, свинины и мяса птицы будет минпромторг. Премьер-министр Владимир Путин распорядился передать эти полномочия от минэкономразвития в минпромторг. Соответствующие изменения в постановление от 5 декабря 2005 года опубликованы вчера на сайте правительства РФ.