100 экспертов по развитию территорий ответили на вопрос, как они представляют Архангельский край. Поморье у них ассоциируется главным образом с лесом и деревьями, севером, морем, снегом, льдом, холодом.
Музей деревянного зодчества "Малые Корелы" назвали только местные респонденты:
- Казалось бы, этот музей рассчитан на то, чтобы его посещали иногородние туристы, а известен он, получается, только у нас, - говорит руководитель маркетингового агентства, проводившего исследование, Вадим Трескин.
В этом-то вся и проблема, считает Трескин, что мнение об Архангельске жителей других городов не совпадает с представлениями поморов. И это искаженное мнение может даже изменить привычную жизнь людей.
Так, поселок Кимжа уже становится центром православных паломников благодаря своему символу - Одигитриевской церкви. Бренд привлекает сюда все больше и больше православных посетителей. А между тем население Кимжи традиционно жило по старообрядческим законам, и нашествие носителей иных традиций их не очень устраивает.
Наличие у территории бренда может способствовать ее дальнейшему развитию. Потому очень важно выбрать символ вовремя, считают авторы социологического исследования. Вскоре они собираются представить его итоги на конгрессе муниципальных образований, который будет проходить в Москве.
Вполне прикладное применение может иметь присвоение товарного знака архангельской продукции. Определенный значок, обозначенный на товаре, говорит о его высоких качествах. Древесина у нас крепкая, деревья растут долго, а значит, северный лес вполне достоин своего товарного знака. Тем более что недобросовестные продавцы из других городов приспособились выдавать свои пиломатериалы за архангельскую сосну.
Северная семга не выращивается в садках, она питается натуральным планктоном, а значит, по своим качествам превосходит норвежскую. И бренд архангельской царь-рыбы нуждается в особом продвижении. Товарные знаки у местной продукции есть, но их может быть гораздо больше.
Сами же северяне считают, что Поморье - край доброжелательных открытых людей, но, к сожалению, развитием этого имиджа края никто не занимается.