Семь тысяч жителей Курганской области задолжали десяти банкам более 500 миллионов рублей, и половина из них может, но не думает рассчитываться. Какие новые оригинальные способы появились в арсенале судебных приставов, в интервью корреспонденту "РГ" рассказала начальник отдела организации исполнительного производства управления Федеральной службы судебных приставов по Курганской области Ирина Уварова.
Российская газета: Ирина Лазаревна, сколько исполнительных документов банкам возвращается без исполнения?
Ирина Уварова: Из-за собственной беспечности в этом году кредитные учреждения недополучили 100 с лишним миллионов рублей от своих заемщиков, им возвращено без исполнения 43,5 процента исполнительных документов от общего количества оконченных исполнительных производств. Есть вероятность, что эта сумма будет увеличиваться.
Дело в том, что в погоне за прибылью многие банки буквально навязывали гражданам кредиты. При этом немногие из них удосужились проверить, имеет ли гражданин постоянный заработок и имущество, которым в случае чего можно было бы расплатиться. Вот и получается, судебный пристав приходит, а у должника в доме шаром покати. Очень часто бывает, что и самого должника не могут найти: по указанному адресу он не проживает и никогда не проживал. А еще люди берут в кредит бытовую технику или видеоаппаратуру, добросовестно ее перепродают, а на вырученные деньги гуляют всей деревней. Попробуй взыщи с них долг, если нет самого предмета кредитования. Среди злостных неплательщиков нередко встречаются люди без постоянного места жительства, судимые и просто откровенные мошенники.
РГ: Закон существенно расширил полномочия судебного пристава-исполнителя. Какие из мер, на ваш взгляд, наиболее эффективны?
Уварова: Достаточно эффективно действует такая норма закона, как ограничение права выезда должников за пределы России. В этом году был ограничен выезд 503 зауральцам, среди них 142 должника по кредитам. Кстати, летом был случай, когда заемщик выплатил в течение трех дней задолженность в размере 300 тысяч рублей. Что только с ним не делали - ничего не помогало. Только перспектива того, что он не сможет выехать в отпуск за границу, заставила его погасить долг.
Думаю, очень подействует на должников принудительная регистрация имущества. Дело в том, что некоторые должники имеют по нескольку квартир, дачу, гараж, но умышленно не регистрируют их на себя. Притворяются бедными и неплатежеспособными. Теперь по закону имущество должника может зарегистрировать судебный пристав. После регистрации имущество арестуют и, если должник не погасит долг, продадут.
РГ: Сколько в Курганской области таких случаев?
Уварова: Эта мера появилась в законе недавно, поэтому случаев немного. Тем не менее на практике уже зарегистрировано право собственности на помещение магазина, которое должница "забыла" на себя оформить.
Кстати, в плане взыскания долгов очень помогает межведомственное сотрудничество.
Одна женщина задолжала банкам порядка 150 тысяч рублей. Несмотря на то что должница была гражданкой Казахстана, исполнительный лист был предъявлен нам. Дело в том, что на территории Кургана находились два ее автомобиля. Инспекторы дорожной патрульной службы ГИБДД УВД Кургана задержали машины, а судебные приставы их арестовали. Интересно, что арестованы автомобили были в восемь часов вечера, а через два часа - в десять - долг был погашен. Причем должница все это время находилась в Казахстане.
РГ: Часто ли попадают под арест квартиры должников?
Уварова: С начала года арестовано 212 объектов недвижимости, из них 30 квартир. Последний случай. Семья взяла в банке кредит на приобретение квартиры, принадлежащей родителям жены. Деньги были использованы на развитие собственного дела, квартира же стала предметом залога. Бизнес прогорел. Квартиру арестовали, родители остались без жилья.
РГ: С февраля судебные приставы имеют право возбуждать и расследовать уголовные дела по статье 177 Уголовного кодекса РФ (злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности). В Курганской области эта статья работает?
Уварова: Пока прецедентов не создано. Да и в России известно всего около ста примеров, когда судебный пристав привлек должника по кредиту к уголовной ответственности.
РГ: Повлиял ли финансовый кризис на возврат кредитов?
Уварова: У нас каждый год добавляется работы по взысканию задолженности по кредитам, поэтому пока трудно сказать, повлиял кризис или нет. Например, по сравнению с прошлым годом количество исполнительных документов увеличилось почти на 30 процентов, а должников по кредитам стало в два раза больше - 7546 человек. Правда, суммы, подлежащие взысканию, примерно одинаковые - что в прошлом, что в нынешнем году. За девять месяцев зауральцы задолжали кредитным учреждениям 536 миллионов 771 тысячу рублей (20,3 процента суммы, подлежащей взысканию по всем исполнительным производствам по области), в прошлом году было чуть меньше. Определенно могу сказать одно: финансовый кризис никак не повлиял на правосознание наших граждан. Никто из-за кризиса не кинулся погашать обязательства перед банковскими организациями, хотя призыв такой был.