Гейтер Стюарт старший редактор и обозреватель Cyrano's Journal/tantmieux
Возникает ощущение, что враждебность Америки к России порождает нечто заложенное в глубине пуританского американского характера, на генно-хромосомном уровне.
Остается лишь гадать: что же за народ эти русские, которых Америка считает необходимым окружать, нейтрализовывать и сдерживать, диктовать им свои условия, читать проповеди и смотреть свысока? Действительно ли речь идет лишь о соперничестве за мировую гегемонию? Но, может быть, здесь замешана еще и зависть. Зависть к по-прежнему огромной территории России. К ее великой культуре. Возможно, у России есть нечто такое, чего нет у Америки. Циник сказал бы, что сегодня это связано с гигантскими газовыми месторождениями Сибири. Как бы то ни было, источник предположения о том, что от России исходит угроза, остается загадкой.
Теперь мы знаем, что "холодная война" исподволь деформировала бесчисленные неокрепшие умы. Жертвами "промывания мозгов" и обмана стали не только два-три поколения американцев; такой же обработке подвергался весь мир. Тем не менее, несмотря на "промывание мозгов" и "холодную войну", несмотря на то что вдалбливалось нашему поколению насчет Сталина и несостоятельности коммунизма, всегда находились люди, все равно любившие Россию. И некоторые из них пришли к пониманию: Россия всегда останется Россией.
В своей прекрасной книге "Словарь влюбленных в Россию" Доминик Фернандес отмечает: танец в этой стране - не просто времяпровождение. Говоря о необычайной способности, присущей величайшим в истории мастерам балета - Нижинскому и Нуриеву - взлетать над сценой и на несколько секунд застывать в воздухе, Фернандес делает такой вывод: "Это потребность (русской) души, стремящейся вырваться из-под гнета материи, битва духа против тела". Влюбленный в Россию французский писатель выбрал танец в качестве символа неукротимого русского духа, преодолевающего обычные ограничения, свойственные человеческой природе - черты национального характера, раз за разом проявлявшейся в истории страны. Говоря о русской системе ценностей, Фернандес объясняет: "Для русского человека пища, деньги, отдых - это потребности, а не ценности. Книги, театр, музыка, прогулки в лесу, походы за грибами, семейная солидарность, гостеприимство - вот что русский считает ценностями". И советский период не подорвал эти основополагающие ценности; напротив, он их укрепил. Одним из важных достижений советского строя, отмечает Фернандес, были низкие цены на все, что связано с культурой. Культура в России не удел богатых. И сегодня многие посетители театра и оперы, концертов и музеев - это люди с низкими доходами.
Россияне привыкли к страданиям, особенно по вине собственных властей. Но это не значит, что у них отсутствует критическая жилка - ее всегда было в достатке. Россияне подчиняются правилам лишь в той степени, в какой их к этому вынуждают. На чем же основано их послушание - на внутреннем конформизме? На чувстве безысходности? Или в основе - простая лень? Или привычка, сформированная властями? Фернандес считает, что позитивные качества, унаследованные от коммунистического строя, постепенно уходят в прошлое: аскетизм и нравственное достоинство отступают под натиском вульгарности и западных заимствований. Тем не менее здесь деградация идет медленнее, чем в других странах, потому что русские обладают потрясающей способностью к пассивному сопротивлению. Бездушие сегодняшней новой России, как и следовало ожидать, с наибольшей силой проявляется в крупных городах, особенно в Москве, которая была и остается "государством в государстве".
Именно эти качества и характеристики россиян, которые подмечают и они сами, и иностранцы, порождают ощущение "отличности" русского народа и, кстати говоря, несколько "азиатский" характер русского коммунизма. В других странах коммунизм, справедливо предсказывал русский философ Николай Бердяев, будет не столь всеобъемлющим, как в России, более светским, в меньшей степени претендующим заменить собой религию... и почти наверняка более "буржуазным".
Буржуазность! Эта тема, лейтмотивом звучащая в русской литературе, отражает инстинктивную ненависть народа к буржуазии. Англосаксонский культ "прямоты" чужд российской ментальности. "Прямота" рассматривается как фальшивая социальная роль. Одна из причин первоначальной популярности большевиков во всем мире связана с их ненавистью к буржуазной фальши. Русские не доверяют внешнему впечатлению. "Сырая", грубая суть вещей вряд ли вас обманет. А вот форма подозрительна. Форма выставляет напоказ ложь и скрывает правду. Мирская слава и красивые фразы тоже попадают под подозрение. Системы и правила не соответствуют человеческой природе. Русские предпочитают жить живой жизнью, а не играть роли. И эта жизнь - внутренняя.
...Несмотря на все угрозы, на враждебность Америки и искушение капиталистическими ценностями, этот северный народ с южным менталитетом и способностью взлетать над обыденностью снова с нами. Русские вернулись - и как вернулись!
Из статьи
"Русские вернулись!"
Россия: инструкция по применению
Беседа с Яном Сотти, живущим в Москве частным предпринимателем и любителем русской души
Элен Да Коста
Ян Сотти прожил три года в Узбекистане, в Ташкенте встретил свою жену, которую считает "лучшим воспоминанием о стране".
Пять лет назад, переехав в Москву, создал собственный бизнес в России по оказанию услуг соотечественникам: проблемы с визами, регистрацией, проживанием, арендой, даже поиск няни для детей.
Ян дает несколько советов иностранцам, впервые приезжающим в Россию:
- Мой первый и самый главный совет: как следует подготовьтесь к холодам. В России снегопад часто подкрадывается незаметно, холод начинается уже в конце ноября и теплеет только к маю! Здесь не обойтись без теплого свитера, chapki, а также хороших меховых ботинок. Улицы в городах посыпают такими едкими реагентами, что они способны буквально за одну зиму уничтожить вашу обувь! Покупая же ботинки в России - меховые sapogi, вы обеспечите себе комфорт как минимум в течение двух зимних сезонов.
Во-вторых, я бы посоветовал внимательно отнестись к проблеме выбора жилья. Не следует обращать внимание на внешний вид двора, здания, подъезда. В Москве - очень красивая архитектура, но столичные власти практически не занимаются благоустройством тех же самых фасадов и подъездов. С первого взгляда может показаться, что дом, в котором вам предлагают квартиру, пригоден для проживания лишь бомжей. Однако при этом сама квартира может оказаться настоящим дворцом в 200 квадратных метров! Не следует также забывать о безумной дороговизне съемного жилья в Москве.
Мне 32 года, я давно живу в Москве и вижу, как она постоянно меняется: новые бутики, рестораны, обилие рекламы на улицах. И я меняюсь тоже, становлюсь более гостеприимным. Мне нравится принимать гостей, я все время чувствую необходимость в живом контакте с людьми. Когда я жил в Европе, то подобного не испытывал! За годы жизни в России мы с женой, наверное, ни одного вечера не провели вдвоем, перед телевизором. Кстати, у нас его и нет.
А вот настоящее удовольствие я теперь испытываю от посещения русской бани с обязательным прыганьем в ледяной бассейн между стопкой водки и кружкой пива.
Подготовила Галина Брынцева