17.11.2008 02:00
Общество

Достойная жизнь в порядке эксперимента

Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4792)
Читать на сайте RG.RU

Спасибо вам за искорку надежды - за статью "Уравнение для детей дождя", рассказавшей, что в нескольких российских регионах идет эксперимент по инклюзивному (включенному) образованию, когда в обычных школах создают условия для детей, имеющих отклонения в развитии - физическом и умственном, и учат их вместе со здоровыми сверстниками.

Мой ребенок - один из тех, кого называют "с ограниченными возможностями". Точнее его заболевание не назову: сколько специалистов - столько мнений. Одни ставят диагноз "умственная отсталость", другие - "атипичный аутизм", третьи совмещают первое и второе, четвертые - разводят руками. Но что же делать нам?! Малышу исполнилось 6 лет, а заговорил ребенок только год назад. Контактировать с людьми начал 2,5 года назад, тогда же, кстати, прошла и его немотивированная агрессия. Живем мы в провинции, и вряд ли найдется общеобразовательная школа, которая даже через год (раньше в любом случае не получится) возьмет нас к себе. Все мне говорят, что "наша" школа - это школа для детей с отставанием в развитии. Пока ребенок ходил в детсад, я сражалась, чтобы нас не переводили в специализированный сад для аутистов. И была права, потому что мой малыш тянулся за детками, с которыми общался, и была отчетливая положительная динамика в его развитии. А что делать теперь, не знаю. Понимаю, что большого прогресса в школе 8-го или 7-го вида (типы специальных школ для детей с отклонениями в развитии. - Ред.) у него не будет. А в местные общеобразовательные школы педагоги за свое смешное жалованье не захотят брать на себя такую обузу и ответственность. Надомное обучение, уверена, тоже не вариант. Это, во-первых, означает окончательную изоляцию ребенка, во-вторых, это обучение для галочки.

Я очень люблю своего малыша. Так получилось, что не я его биологическая мама - усыновила, когда ему было чуть меньше двух лет, и пообещала и себе и ему, что все у нас будет хорошо. Но не тут-то было: сначала никто не мог поставить диагноз, а теперь все отказываются обучать моего ребенка. И что делать? Переехать туда, где все так чудесно, как написано в вашей статье? Но ведь нас там не ждут...

А может, все-таки те, от кого зависит судьба нашей семьи, подумают, как обеспечить таким детям достойную жизнь не в порядке эксперимента в отдельно взятых регионах?

С уважением, Наталья,
Краснодар

Образование Семья и дети