17.11.2008 05:29
В мире

Милослав Влчек: Для большинства чехов размещение военных баз у нас в стране неприемлемо

Заявил спикер нижней палаты парламента Чехии в интервью "Российской газете"
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4792)
Читать на сайте RG.RU

В ходе Международной конференции Всемирной ассоциации русской прессы, проходившей в Праге, состоялась встреча ее участников с председателем палаты депутатов парламента Чешской Республики господином Милославом Влчеком. После этого спикер нижней палаты чешского парламента, который 17-20 ноября посетит с официальным визитом Россию, дал интервью для "Российской газеты".

Российская газета: Какие области взаимного сотрудничества можно назвать наиболее перспективными для российско-чешских отношений?

Милослав Влчек: Чешская сторона весьма заинтересована в развитии самого широкого спектра наших взаимоотношений. Чем больше будет "точек роста", тем пестрее и качественнее будут наши отношения. Под взаимными отношениями в последнее время, как правило, подразумеваются только экономические вопросы. Спору нет, они важны, возможно, они самые важные, но этим наши отношения совсем не ограничиваются. И я могу себе представить более тесное сотрудничество во многих других областях - науке, научных исследованиях и технике или более тесное сотрудничество в области образования и культуры, в развитии туризма и тому подобное.

РГ: В европейской прессе в последнее время появились комментарии по поводу возможной замены Чехии на посту председателя ЕС в первой половине 2009 года, к примеру, на Швецию? Насколько, с вашей точки зрения, реалистичен такой вариант?

Влчек: Такие голоса действительно раздавались. Если некоторые чешские политики будут продолжать говорить о функции председателя ЕС так, как они делали это до сих пор, то подобные реакции возможны снова.

Недавно, например, президент Чехии Вацлав Клаус посетил с визитом Ирландию. Там он активно выступал против принятия Лиссабонского договора. И хотя я уважаю господина президента, равно как уважаю его неизменное отрицательное отношение к усилению европейской интеграции, должен сказать, что как раз такие выступления заставляют нервничать наших партнеров в ЕС.

С другой стороны, надо отдавать себе отчет, что в политической практике такие идеи немыслимы. Демократические принципы, на которых основан ЕС, подобных замен не предусматривают.

РГ: Может ли ЕС возглавлять человек, которому де-факто отказали в доверии собственные избиратели, если рассматривать недавние местные и сенатские выборы как референдум о доверии премьеру Мирославу Тополанеку? Не ослабит ли это позиции Чехии как страны - председателя ЕС?

Влчек: Сложный вопрос, на который нет простого ответа. С вашей оценкой недавних выборов в областные парламенты и в часть сената согласилось бы большинство чешского общества, а вместе с ним и большинство чешских оппозиционных политиков. Правительственная коалиция, главным образом Гражданская демократическая партия (ГДП), оправдывает тотальный провал плохой предвыборной тактикой, а также тем, что проводимую ею политику в верхах она не умеет правильно подать общественности. Если правительственная коалиция останется на тех же позициях, то на будущих выборах, на мой взгляд, ее ждет еще более жестокое поражение.

РГ: Каково лично ваше отношение к чешско-американскому договору по ПРО и как вы расцениваете шансы оппозиции воспрепятствовать принятию этого чешско-американского документа в том виде, в каком он внесен на рассмотрение правительством?

Влчек: Свою позицию я высказывал неоднократно. Я против американского радара на территории Чехии. И я не одинок в своем мнении. Причем речь идет не только об оппозиции. Мне кажется, что и в коалиционном лагере растет количество тех, для кого может быть проблемой поднять руку и проголосовать за подготовленные договоры. Я бы сказал, что с каждым днем растут шансы, что эти договоры в палате депутатов не пройдут.

Конституция ЧР вообще не предусматривает строительство иностранных военных баз на нашей территории. Имея в виду опыт прошлого, связанный с "временным" пребыванием советских войск, создатели конституции просто-напросто ничего такого в нее не включили. Моя позиция такова: в случае создания военной базы на нашей территории простого большинства голосов недостаточно. Нужно конституционное большинство. В связи с этим мы взвешиваем возможность внести этот вопрос на рассмотрение Конституционного суда. Так можно предотвратить ситуацию, при которой столь серьезный вопрос решится одним или же двумя голосами. Естественно, мы думаем и о том, что делать в случае, если договоры пройдут через парламент. На данный момент нельзя исключить и то, что мы сможем обратиться в Конституционный суд с просьбой дать заключение, соответствует ли принятие договоров конституции.

РГ: В чем состоят принципиальные возражения против размещения американской ПРО у оппозиции, представителем которой вы являетесь, и при каких условиях подобный договор был бы для вас и остальной оппозиции приемлемым?

Влчек: Во-первых, существует длинный список таких возражений. Нельзя забывать о том, что подготовленные договоры являются двусторонними. Замечу, что НАТО, членом которого мы являемся, пока только рассматривает, каким образом включить эти элементы ПРО в системы альянса. Добавлю, что нигде в мире радар названного типа не находится так близко - в восьмидесяти километрах по прямой линии от столицы и ее крупного международного аэропорта.

Можно также сомневаться в эффективности американской ПРО как таковой. К существенным возражениям относится и сама причина строительства элементов ПРО у нас и в Польше. Аргументация, сводящаяся к иранской или даже северокорейской угрозе, здесь совсем неуместна. Некоторые голоса в коалиции весьма осторожно допускают, что американский радар на нашей территории должен якобы де-факто подтвердить нашу внешнеполитическую ориентацию исключительно на США. Лично я такое мнение не разделяю.

Чешская Республика является надежным членом определенных структур. Я имею в виду как НАТО, так и Европейский союз. К тому же строительство радара было бы нашим вкладом в раскрутку гонки вооружений, в чем, как я убежден, международное сообщество не заинтересовано.

Наконец, для большинства чехов размещение каких-либо военных баз у нас вообще неприемлемо.

Теперь о второй части вашего вопроса. В чешских СМИ время от времени появляются сообщения о том, что социал-демократы, возможно, готовы к некой "сделке". Мол, согласие с Лиссабонским договором можно поменять на согласие с радаром. Эта спекуляция не имеет под собой реальных оснований. Есть вещи, которыми не торгуют. Американский радар относится к таким вещам.

РГ: Министр иностранных дел Чехии Карел Шварценберг заявил о поддержке кандидатуры Грузии на вступление в НАТО? Насколько актуален, с вашей точки зрения, этот вопрос и какова позиция чешского парламента по поводу членства Грузии и Украины в НАТО?

Влчек: Внешняя политика в Чехии относится к прерогативе исполнительной власти. Парламент лишь высказывается по ее отдельным аспектам, однако он не имеет достаточной компетенции влиять на решения правительства. Лично я убежден, что после августовских событий Грузия к вступлению в НАТО еще не созрела.

Что касается Украины, это вопрос дальнейших дискуссий и обсуждений... Одновременно я считаю, что необходимо начать серьезную дискуссию о том, в каком направлении и как должен развиваться Североатлантический альянс.

РГ: Чем можно объяснить такой глубокий раскол в чешской политической элите по поводу реакции на российско-грузинский конфликт? Насколько объективной была информация, которую получали чешские парламентарии об этом конфликте?

Влчек: Мне кажется, что раскол на нашей политической сцене возник сначала из-за проблемы Косово, а конкретно из-за его сомнительного признания нашим правительством. Я публично приветствовал позицию президента Клауса, повторенную им во время недавнего визита в Сербию. Признание Косово было опрометчивым и вынужденным шагом, с которым большинство народа и, возможно, чешских политиков не согласны. Лично меня сильно возмутило то обоснование признания Косово, которое дал министр иностранных дел Карел Шварценберг.

Он высказался в том смысле, что, дескать, поезд тронулся и остановить его нельзя. Такая двуличность, когда разум и факты говорят одно, а политическое давление и обязательства - другое, в полной мере проявилась и в оценке августовских событий на Кавказе. И в этом случае я на стороне чешского президента. Действия Саакашвили однозначно неприемлемы, и любая попытка сделать легитимными и оправдать их не выдерживает критики.

Подготовила Наталья Судленкова, ИА "Пражский телеграф" - специально для "Российской газеты"

Чехия