С 1 сентября 2010 года в России начнут действовать образовательные стандарты нового образца, или, как еще говорят, второго поколения.
Первыми "обновку" примерят ученики начальной школы. К 2011 году стандарт обещают ввести и в пятых классах. А с сентября 2008 года в 14 российских регионах запущен пилотный проект по апробации новых стандартов для первоклашек.
Основное отличие новых стандартов от ныне действующих - обучение в школе становится более личностным, школа теперь не просто дает знания, она становится ответственной за развитие личности ребенка, за то, каким человеком он выйдет из стен школы через 11 лет. Впервые в новых стандартах прописаны требования к условиям обучения, то есть к обстановке, в которой ведутся уроки.
В своем Послании президент РФ Дмитрий Медведев отметил: "Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире". На это и направлены новые стандарты, разработка которых, к слову, велась около трех лет. И, кстати, по словам президента, неоправданно затянулась.
Возможно, поэтому после двух месяцев апробации в Москве собрались руководители органов образования и методисты из пилотных регионов - подвести промежуточные итоги. Однако выяснилось, что уроков, сформированных по новым требованиям, как таковых в эти два месяца не проводилось - методисты и педагоги лишь знакомились с документами, разработками и примерными программами образования.
Выяснилось также, что чуть ли не основным вопросом остается проблема учителя, который будет преподавать по-новому: вести с детьми проекты, разрабатывать творческие программы уроков, не "вбивать" знания, а развивать личность ученика. По словам руководителя проекта по разработке образовательных стандартов второго поколения Александра Кондакова, сегодня большинство педагогов начальных классов не имеют высшего образования. "Стандарты второго поколения невозможны без учителя второго поколения", - считает Кондаков.
Еще одна острая проблема - Единый госэкзамен.
- В существующем виде ЕГЭ фактически фиксирует те результаты образования, которые заложены в действующем стандарте 2004 года. Но с точки зрения стратегических приоритетов развития государства это, безусловно, очень серьезный тормоз. Потому что школа работает на тот результат, который от нее ждут. К сожалению, сегодня результатом работы школы является Единый государственный экзамен.
Похоже, разработчикам новых стандартов придется сформировать еще одну группу, уже совместно с разработчиками ЕГЭ, чтобы привести требования стандартов второго поколения и требования ЕГЭ к единому знаменателю.