Федеральная антимонопольная служба опубликовала доклад о состоянии конкуренции в 2007 году. Большинство предпринимателей, указывает ведомство, оценивают вектор изменений в конкурентной среде в этот период как положительный (42 процента "+", против - 22 "-"). Приложила к тому руку, судя по содержанию доклада, и антимонопольная служба. По данным ФАС, за этот отрезок времени было возбуждено 1331 дело по признаку злоупотребления доминирующим положением хозяйствующими субъектами и 2250 дел по признаку совершения антиконкурентных действий со стороны органов власти.
Однако, несмотря на довольно открытый характер экономики и возрастающие объемы импорта, все больше российских предприятий считают, что они не испытывают зарубежного конкурентного давления, что, скорее всего, говорит о их вытеснении в неконкурентные сектора, где отсутствует зарубежное предложение. По разным обследованиям, от 10 до 20 процентов отечественных компаний вообще не сталкиваются сегодня ни с какой конкуренцией.
При этом количество предприятий сельского и лесного хозяйства, обрабатывающих производств (за исключением целлюлозно-бумажного, издательской и полиграфической деятельности), по выпуску машин и оборудования неуклонно уменьшается. А значит, из года в год в этих отраслях сокращаются возможности для развития конкурентных отношений.
Особую опасность представляет гипертрофированный рост крупнейших российских компаний, куда авторы доклада отнесли и государственные корпорации. Угрозы конкуренции здесь специалисты ФАС прежде всего связывают с передачей госкорпорациям некоторых государственных функций, созданием для них исключительных условий, при которых конкуренция с частными компаниями невозможна, склонностью таких мегаобразований к созданию горизонтально или вертикально интегрированных структур в интересах коллективного доминирования.
Чтобы потенциальные опасности не стали реальными, антимонопольная служба предлагает незамедлительно ввести мораторий на создание новых госкорпораций, обеспечить максимальную транспарентность действующих структур, вернуть скоропалительно врученные властные полномочия государству, расширить для них закупку товаров, работ и услуг у частных российских компаний на конкурсных началах, исключить возможности постоянной, подчас даровой финансовой поддержки государством.
Кое-что делается и для борьбы с картельными соглашениями. В минувшем году в России появились оборотные штрафы и программа смягчения наказаний за добровольное информирование о картелях. Однако на успех можно рассчитывать лишь тогда, настаивает антимонопольная служба, когда удастся расширить оперативно-разыскную деятельность. В европейской модели антимонопольной политики такие полномочия имеются у всех антимонопольных органов; в американской - действует антитрастовый департамент министерства юстиции, возглавляемый заместителем генерального прокурора, проводят параллель авторы доклада.
К сожалению, считают в ФАС, в России до сих пор сохраняется явное пренебрежение органов власти к антимонопольному законодательству как регулятору рыночных отношений. Это выражается и в значительном количестве дел, инициированных ФАС против органов власти, и в более чем солидном объеме повторных нарушений антимонопольного законодательства теми же властными структурами. В минувшем году последние составили 22 процента от общего количества выявленных нарушений. Антимонопольная служба даже ввела в ранг важнейших задач реализацию специальной программы "Предупреждение и пресечение нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов власти и местного самоуправления", рассчитанной на 2008-2010 годы.
А вот что думают по этому поводу наши эксперты.
Дмитрий Шустерняк, генеральный директор ЗАО "ФинЭкспертиза. Консалтинг":
- Конечно, напрашивается вопрос: а не преувеличиваем ли мы степень монополизации отечественной экономики? Рынки считаются высококонцентрированными, если значение индекса Херфиндаля-Хиршмана превышает 0,18. В России значительное число рынков имеет индексы 0,2 и более. То есть ситуация с конкурентной средой у нас далека от желаемой, особенно в разрезе отдельных регионов и отраслей. При таком раскладе главная задача ФАС - следить за тем, чтобы для всех игроков на рынке правила были одинаковыми, чтобы наиболее крупные компании не получали избыточных преференций, увеличивая и без того высокие барьеры входа в рынок. К сожалению, в настоящее время ФАС зачастую вынуждена заниматься частными случаями, отдельными локальными задачами, то есть бороться не с причинами, а со следствиями несбалансированной конкурентной среды.
Еще одна проблема - низкая конкурентоспособность отечественных предприятий, вызванная неэффективным производственно-технологическим циклом. Однако предпринимаемые сегодня меры протекционистского характера позволяют решить сиюминутные проблемы, но осложняют перспективы развития конкурентоспособности российского бизнеса.
Игорь Токарев, старший эксперт "ФБК-Право":
- В докладе ФАС очень много точного и верного. Так, при изложении причин, в силу которых конкуренция в России несовершенна, абсолютно правильно говорится, что естественные монополии осуществляют экспансию на смежные рынки, которые вполне могут быть конкурентными (например, переработка природного газа). Обоснованно ФАС указывает и на то, что создание госкорпораций ограничивает конкуренцию в машиностроении, энергетике, строительстве и т.д. Тут не поспоришь.
Но возникает вопрос: а как ФАС видит решение указанных в докладе проблем? Оказывается, большинство из них должно решаться на законодательном уровне. В частности, для устранения негативного влияния на конкуренцию со стороны госкорпораций, по мнению ФАС, необходимо расширить использование конкурсных механизмов при закупке товаров, работ и услуг.
Но, как известно, именно ФАС России наделена полномочиями по контролю за госзакупками. Тот, кто хоть раз участвовал в тендерах на поставку товаров (работ, услуг) для государственных нужд (как и в тендерах, проводимых коммерческими организациями), знает, что чаще всего тендер проводится формально и законодательство нарушается сознательно. Например, тендерная документация составляется в соответствии со всеми требованиями законодательства, но под конкретного поставщика. Кто-нибудь слышал о выявлении фактов нарушения антимонопольного законодательства при таких обстоятельствах? А выявлялись ли случаи закупки товаров и услуг по цене в разы выше рыночной, давалась ли оценка ФАС таким закупкам? Что-то ничего об этом не слышно... Да и не будет слышно, поскольку формально эти тендеры проводятся законно.
Андрей Северилов, управляющий партнер УК "Независимые директора":
- На мой взгляд, доклад ФАС свидетельствует, что государство обратило внимание на крен, появившийся в связи с созданием госкорпораций и наделением их слишком значимыми полномочиями и невероятными активами.
Как известно, их создание произошло практически одномоментно, без надлежащей законодательной базы и скрупулезного анализа последствий. ФАС в данном случае выступила в качестве авангарда в возможно начинающейся операции по приведению в правильное русло новых образований.
Что касается предложений по модернизации антимонопольного законодательства, то преимущественно это набор мер, которые уже давно обсуждаются, которых давно ждут. Но сегодня властям не до них, и потому скорее всего они плавно перетекут в следующий доклад ФАС - о состоянии конкуренции в 2008 году.