Фиаско барнаульских динамовцев в нынешнем сезоне больно ударило по самолюбию алтайских болельщиков. Что помешало главной команде края закрепиться в первом дивизионе?
На этот и другие вопросы отвечает бывший главный тренер "Динамо" Александр Дорофеев.
Российская газета: Александр Николаевич, "Динамо" по итогам сезона заняло 20-е место из 22 возможных. Команда, растеряв болельщиков и сильно подмочив свою репутацию, возвращается во вторую лигу. Итог закономерен?
Александр Дорофеев: Я думаю, да. Его можно было спрогнозировать еще… осенью прошлого года, когда мы стали победителями зоны "Восток" второй лиги. Это было видно по тому, как к нашей победе отнеслись и во властных структурах, и в самом клубе. Нас предупреждали те, кто хорошо знаком с кухней первого дивизиона: ребята, здесь нужны совсем другие финансы и организация работы всей инфраструктуры клуба, не теряйте ни единого дня в подготовке к новому сезону, нужно пахать с утра до ночи по всем направлениям: готовить стадион, документацию, вести селекцию… Но все сразу пошло наперекосяк.
Я очень хотел сохранить костяк прошлогоднего победного состава. Надеялся, что удастся оставить лидеров - Рагозу, Силютина, Верещака. Но Женя Рагоза, лучший бомбардир Восточной зоны, отрезал: "Какие бы условия нового контракта я не выдвинул, их все равно не выполнят". Долго мы с Силютиным общались. Андрей тоже сказал, что по горло сыт работой с нынешним руководством клуба. Не удалось уговорить и Алексея Верещака. Вдобавок мы потеряли Дениса Пантелеева, которому руководство клуба предложило контракт, и он его, мягко говоря, не вдохновил. Эти люди покинули команду по двум причинам: из-за прохладного отношения властей края к команде и хаоса в работе клубного менеджмента. Думаете, Силютин и Пантелеев, коренные барнаульцы, жаждали куда-то уезжать? Общее мнение ребят: "Первая лига никому, кроме футболистов и болельщиков, была не нужна".
РГ: Как ваш тренерский штаб предполагал укомплектовать команду?
Дорофеев: На несколько проблемных позиций пригласить сильных футболистов (в основном из хорошо знакомых нам команд Восточной зоны), а в целом делать ставку на местных воспитанников. Мечтали вернуть в "Динамо" наших талантливых молодых ребят, уехавших в другие команды первого дивизиона: Яркина, Нестеренко, Кобялко, Гарбуза, Карюкина, Клименко. Было ясно, что больших денег в бюджете клуба не будет и сильные иногородние футболисты нам не по карману. Вернуть удалось только Евгения Щербакова и Евгения Городова - у них было большое желание играть дома. И я очень благодарен Сергею Кормильцеву. Он не играл полтора года, а в 34 года сложно все начинать с нуля. Но Сергей все же согласился помочь родной команде. Как и Егунов, который приехал из Новокузнецка, - у него был годичный простой после травмы. Валентин, с которым знакомы давно, сказал: "Чем смогу - помогу". С большой нервотрепкой удалось вернуть в "Динамо" Аксютенко и Нарылкова. Скромные зарплаты, которые мы могли предложить футболистам, отпугивали многих.
И вот поехали мы на предсезонные сборы, а у нас столько дыр в составе! Кем мы могли доукомплектоваться? Только теми, кто остался никому не нужен, - агенты толпами таких возят из команды в команду. Сначала к тем, кто побогаче, потом победнее, под конец - к таким, как мы, - Барнаул, Ульяновск, Пятигорск.
Можно долго рассказывать, как безобразно были организованы сборы в Турции. Как трудно было футболистам решать какие-то вопросы с руководством клуба...
РГ: На что тогда вы надеялись, работая с командой?
Дорофеев: В течение подготовительного периода наш тренерский штаб два раза собирался подать в отставку. Почему не ушли? Поняли, что, кроме нас, в этой отчаянной ситуации все равно никто лучше не сработает. Да и многие ребята пришли в "Динамо" по нашей просьбе.
Надеялись, конечно, на помощь властей - прежде всего руководства Алтайского краевого совета "Динамо". Думали, удастся привлечь каких-то спонсоров… Ибо те 75 миллионов, которые полагались "Динамо" из краевого бюджета, - это непозволительно мало для первого дивизиона. Я говорил руководству: если эта сумма не будет увеличена минимум в два раза, считайте, деньги выброшены на ветер! Более того: даже если бюджет клуба составил бы 150 миллионов рублей - мы все равно могли лишь бороться за выживание.
РГ: Некоторые ваши критики говорят: у Дорофеева было время наиграть состав из тех ребят, кто у него был. Вместо этого на предсезонке он занимался бесконечными просмотрами новых игроков.
Дорофеев: Я долго размышлял, правильно ли мы комплектовали состав. Да, мне советовали: оставь прежних игроков, добавь парочку новых - и все будет нормально… Да ерунда это - не потянул бы прошлогодний состав! Между второй и первой лигами огромная пропасть. Все время предсезонных сборов ушло на поиски костяка новой команды.
РГ: После победы над ульяновской "Волгой" показалось, что команда нащупала свою игру и все еще поправится… Чего не хватило?
Дорофеев: У нас, повторюсь, был скомкан важнейший, подготовительный период. В начале первенства многие ребята не верили, что они способны играть на равных с большинством соперников. На это неверие наложились травмы, дисквалификации, очень короткая скамейка запасных, нестабильная игра ряда ветеранов, на которых я рассчитывал… Лишь после того, как разыгрались ветераны, а молодежь поверила в свои силы, у нас - как раз к концу первого круга - начал складываться боеспособный коллектив. Последняя игра с "Ностой" на домашнем стадионе это подтвердила. Сергей Кормильцев - конструктор нашей игры - наконец-то набрал хорошую форму. Почувствовали уверенность Аксютенко, Кисилев, Грушин, Нарылков. Мы продуктивно поработали с ребятами в перерыве между кругами. У них глаза горели. А потом… потом меня сняли с поста главного, назначив на мало что значащую должность заместителя генерального директора клуба.
РГ: Оправдал ли ваши ожидания один из самых талантливых молодых игроков - Евгений Щербаков? Болельщики ждали от него большего.
Дорофеев: У него сложный характер. Представьте себе, в "Амкаре" он полгода не разговаривал с Рашидом Рахимовым. А всего-то надо было - подойти и извиниться перед главным тренером… Женя парень амбициозный, он пришел к нам с таким настроем, желанием! Но увидел, что в организации работы клуба ничего не изменилось, и - поддался эмоциям. Они у него, к сожалению, преобладают над разумом. Я сильно надеялся, что именно Щербаков потянет за собой всю команду, а Кормильцев ему поможет... Он обязан был играть сильнее. Женя должен быть требовательным прежде всего к себе, а не к директору клуба или партнерам.
РГ: Геннадий Морозов, сменивший вас на посту главного тренера, консультировался с вами?
Дорофеев: Мы с ним ни разу даже не поговорили! Хотя я был готов поделиться всеми командными секретами, рассказать о ребятах. Морозов же пришел и стал одного за другим убирать из основного состава ребят. При этом новые игроки еще не приехали! Нонсенс - на выездных играх народу для полноценной заявки не хватало. Кормильцев с Морозовым вообще отказался работать. Из всего "морозовского призыва", я считаю, команде помогли всего два футболиста - Гордиюк и Ерич. Больше всего обидно то, что во втором круге команду по сути развалили - другого определения у меня просто нет. В первом круге мы набрали 17 очков, во втором - 10.
РГ: Какой эпизод на протяжении сезона вас опечалил больше всего?
Дорофеев: Больных вопросов было навалом - и ни один из них не решился. Я был удручен тем, как клуб поступил со знаменитыми на всю Сибирь и Дальний Восток фанатами и их лидером Михаилом Рапопортом. Было сделано все, чтобы отвадить их от футбола. После печально известной истории в Новосибирске Рапопорт на стадион больше не ходил.
РГ: Что потеряло "Динамо" помимо места в первом дивизионе?
Дорофеев: Имидж. И уважение - болельщиков, специалистов, футболистов. А многие местные игроки разуверились в том, что в Барнауле будет достойная команда.